ЗОСИМ

ЗОСИМ – византийский греческий историк конца V – начала VI вв., язычник, автор «Новой истории». О его жизни исследователям известно мало; в тексте истории каких-либо определённых сведений об авторе не содержится. Труд Зосима был известен в Византии; его упоминают в конце VI в. Евагрий Схоластик и в середине IX в. патриарх Фотий, который называет Зосима комитом и бывшим адвокатом ведомства фиска в империи. Таким образом, по крайней мере, часть жизни Зосим провёл в Константинополе. О связях Зосима с византийской столицей говорит также его оптимистическое представление о будущей судьбе Константинополя – «Нового Рима», предсказанной Сивиллиными оракулами. Исследователи высказывали предположения об идентичности этого Зосима и некоего софиста Зосима из Газы или Аскалона (Палестина), который упоминается в лексиконе «Суда» (X в.), а также Зосима из Аскалона, которому в трактате «Excerpta de legationibus» (X в., перевод) приписаны отрывки истории Зосима; однако уверенно отождествить этих людей исследователи не могут. Риторы первой половины VI в. Прокопий Газский и Эней Газский в письмах упоминают о своём учителе в Газе, которого исследователи также сопоставляют с Зосимом. «Новая история» Зосима сохранилась в нескольких рукописях; наиболее важной исследователи считают X–XIV вв., где текст имеет несколько больших лакун. Точное время написания Зосимом «Новой истории» исследователям неизвестно. В тексте упоминается отмена хрисаргира (налога) императором Анастасием I в 498 г., т.е. сочинение завершено Зосимом после этой даты. Работа состоит из шести книг. Основное внимание Зосим уделяет событиям с конца III в. (правление императора Диоклетиана) до взятия Рима Аларихом в 410 г. Первая книга представляет собой введение к основному тексту сочинения. В ней содержатся упоминания о наиболее значительных, по мнению историка, событиях древности: о Троянской войне, о греко-персидских войнах, о завоеваниях царей Македонии Филиппа и Александра, об основании и о становлении Римского государства до эпохи Юлия Цезаря, об основании Римской империи Августом, об императорах I–II вв. н.э. Более детальное изложение событий начинается с эпохи Северов (начало III в.); конец первой книги, посвящённый событиям между 282 и 305 гг., не сохранился. Во второй книге Зосим описывает борьбу за власть и правление императора Константина, к которому относится критически как к правителю, нарушившему древние традиции взаимоотношений империи и её богов-покровителей. Зосим показывает властолюбие Константина, его стремление к развязыванию междоусобных войн в империи, которые в итоге привели его к единоличной власти, его жестокость в расправах с женой Фавстой и с сыном Криспом. Константин обвиняется также в ослаблении обороны границ империи из-за сокращения численности пограничных войск и усиления императорской мобильной армии. Третья книга, в основном, посвящена правлению Юлиана Отступника в Галлии и на Востоке (355–363 гг.) и его персидскому походу. В четвёртой книге описано правление императора Феодосия I, которое также оценивается отрицательно. В пятой книге главы 1–25 посвящены событиям на Востоке в правление императора Аркадия до 404 г.; главы 26–51 – событиям на Западе в 406–409 гг. (падение правительства Стилихона, начало похода готов Алариха на Рим). От шестой книги сохранилось 13 глав, посвящённых мятежу Константина, захватившего Британию и Галлию, продолжению похода Алариха в Италию (события 407–409 гг.); описание разграбления Рима готами в 410 г., которое завершало историю Зосима, не сохранилось.

 



 
PR-CY.ru