ЗВЕРИНЕЦКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

26 октября 2000 г. в пещерном храме во имя архангела Михаила была совершена Божественная литургия, с первым возглашением тропаря и кондака Зверинецкой иконе, на месте, где находилась церковь Рождества Пресвятой Богородицы, отслужили благодарственный молебен. Иконография овальной по форме иконы (размер 10,4х8,7 см) представляет изображение Пресвятой Богородицы типа Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке, Её правая рука – в молитвенном жесте. Младенец правой ручкой благословляет, в левой, лежащей на колене, держит свиток (видны фрагменты). Он облачён в белого цвета длинный хитон, оставляющий открытыми только стопы. В начале XX в. детального исследования Зверинецкой иконы не проводилось, и одним из важных моментов в процессе её атрибуции была история пещер. По мнению Ивана Михайловича Каманина, доступ в пещеры до их выявления в 1882/1883 г. и раскрытия в 1911 г. был закрыт вследствие обрушения в 1096–1097 гг. (набег половцев) или, что исследователи считают менее вероятным, в 1240 г. (нашествие Батыя). Таким образом, полагали, что икона могла быть одновременна погребению игумена преподобного Климента. Иконография образа представляет древнейший из известных типов изображения Богородицы Одигитрии с Младенцем Христом на левой руке в поясном изводе. Взгляд Богоматери, не прямо смотрящей перед Собой, а взирающей на Младенца, слегка склонив к Нему голову, а также характерное положение правой ножки Богомладенца, развёрнутой стопой наружу, напоминают извод одной из наиболее почитаемых на Руси икон – Тихвинской иконой Божьей Матери, явленной в 1383 г. Литографического изображения Зверинецкой иконы (видны следы утрат: коррозия по краю иконы, сколы, практически полностью утрачен лик Младенца Христа) и описания И.М. Каманина, указавшего, что икона была выполнена на толстой пластине железа, покрытой белой эмалью, по которой «художник изобразил красками» лики, недостаточно для точного определения технологии, а значит, и даты создания Зверинецкой иконы. Приняв сведения И.М. Каманина о том, что основой иконы была железная (а не медная) пластина, исследователи предполагают, что икона была создана в технике так называемой холодной эмали (без обжига), когда на железную пластину наносился красочный состав, внешне напоминающий матовую эмаль или лак (например, стекловидный на основе смол). Такой технологический способ известен исследователям в XVII–XVIII вв. в художественной обработке металла. Зверинецкая икона воспроизводится на иконах Собора Киево-Зверинецких святых современного письма: святые предстоят овальному по форме образу (без оклада), изображённому в верхней части средника над пещерой (иконы 1999, 2007 гг. в Зверинецких пещерах).



 
PR-CY.ru