ЗАКАРПАТЬЕ - Страница 8

Время от времени там действовали православные Мараморошские епископы, чья кафедра находилась в монастыре Успения Пресвятой Богородицы (современное село Угля Тячевского района Закарпатской области). К середине XVII в. в Марамороше помимо Успенского и Михаило-Архангельского в селе Грушеве монастырей действовал монастырь архангела Михаила (современное село Драгово Хустского района Закарпатской области), в комитате Земплен – Краснобродский монастырь (современное село Брод Иршавского района Закарпатской области). В 1661 г. на средства валашского господаря Константина Шербана Басараба в мукачевском Никольском монастыре львовский архитектор Стефан Пьяменс построил каменную ротонду (монастырь был возобновлён в 1538–1550 гг. по приказу короля Фердинанда Габсбурга и на его средства после разорения в 1537 г.). Греко-католики утвердились в Марамороше после 1735 г. Наибольшую известность среди критиков унии в Закарпатье приобрёл православный полемист Михаил Андрелла (Оросвиговский; 1637–1710 гг.), автор «Логоса» (1691–1692 гг.) и «Обороны верному человеку» (1699–1701 гг.). Ужгородская уния не внесла положительных перемен в жизнь присоединившегося к ней православного духовенства. Католическое духовенство отказывалось на практике признавать униатских священников равными себе и считало их «полукатоликами», подлежащими дальнейшей латинизации. Сатмарский мир 1711 г. завершил освободительную войну 1703–1711 гг. венгерского народа и утвердил господство Габсбургов во всём Венгерском королевстве, в том числе на востоке Закарпатья. Большое значение для Закарпатья имели реформы императрицы Марии Терезии (1740–1780 гг.) и императора Иосифа II (1765–1790 гг.), представителей так называемого просвещённого абсолютизма. В 1748–1756 гг. проводилась опись земельных наделов разных групп населения с целью упорядочения налогов (терезианский кадастр). Мария Терезия ввела частичное налогообложение дворянских земельных владений и доходов от мануфактур, крестьянских податей и барщины. Также налоги должны были платить церковные приходы и города. В 1777 г. императрица Мария Терезия издала школьный статут для земель Венгерского королевства Ratio educationis. На его основании вводилось обязательное посещение школы детьми от 6 до 12 лет. Преподавание должно было вестись на родном языке. В 1771 г. в результате поддержки Марией Терезией инициатив Мукачевского униатского епископа Михаила Мануила Ольшавского (1743–1767 гг.) и на основании буллы папы Римского Климента XIV была провозглашена независимость Мукачевской епархии от Эгерской епископской канцелярии. Тогда же униатская церковь стала официально называться греко-католической. Император Иосиф II продолжил начатые Марией Терезией реформы. В 1781 г. был издан патент о веротерпимости (толерантный патент), которым признавались гражданские права лютеран, кальвинистов и православных. Распускались монашеские Ордены и закрывались католические монастыри, не способствовавшие делу народного просвещения или призрения больных. Униатским монастырям в Закарпатье (в частности, в Мукачеве) удалось избежать закрытия. В 1785 г. Иосиф II упразднил жёсткую феодальную зависимость крестьян. Признавались права свободного перехода крестьян, выбора занятия, распоряжения своим имуществом.

 



 
PR-CY.ru