ВРЕМЕННЫЙ ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ - Страница 4

Эта деятельность встревожила григорьевцев. 11–13 мая 1927 г. в Москве, в Донском монастыре, совещание григорьевских епископов составило Послание и объяснительную записку, в которых отмечалось, что церковное управление, установленное ВВЦС, имеет соборное начало, как и было заповедано с апостольских времён; что единоличного управления в церкви не может быть; РПЦ с момента восстановления в ней патриаршества управлялась соборно, но соборность была нарушена единоличным управлением Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, а ВВЦС восстановил соборное управление в церкви и теперь является единственной законной властью, имеющей легальное положение в государстве. Далее утверждалось, что митрополит Сергий управляет церковью незаконно и подлежит церковному суду. Никакого сближения ни с митрополитом Сергием, ни с обновленцами быть не может. Все нестроения, возникшие в церкви, предлагалось разрешить на предстоящем Соборе. Послание с Объяснительной запиской было отпечатано тиражом 3 тыс. экз. и разослано по епархиям и приходам, но поддержки не имело, поскольку ВВЦС не пользовался авторитетом у народа. Архиепископ Григорий, пытаясь поднять престиж ВВЦС, хотел привлечь на свою сторону одного из авторитетнейших иерархов РПЦ – Верейского архиепископа Илариона (Троицкого), находившегося в заточении на Соловках. Летом 1927 г. ОГПУ доставило архиепископа Илариона в Москву на встречу с архиепископом Григорием, который просил его возглавить ВВЦС, но получил полный и решительный отказ. 15–19 ноября 1927 г. в Москве, в Донском монастыре, заседал так называемый предсоборный съезд епископов и мирян, созванный по инициативе ВВЦС. Это был последний григорианский съезд, где обсуждались церковно-административные вопросы, главным образом, о взаимоотношениях ВВЦС с другими церковными течениями и государстввом. Съезд постановил вести борьбу с митрополитом Сергием как со скрытым обновленцем и с узурпатором церковной власти. Подобные постановления если и доходили до сведения православных верующих и духовенства, то не имели положительного отклика. Авторитет ВВЦС падал. Григорьевский епископат увеличивался теперь, в основном, за счёт собственных хиротоний. На григорианском съезде в ноябре 1927 г. архиепископ Григорий был возведён в сан «митрополита Свердловского и Уральского», но в 1928 г. удалился от руководства ВВЦС, сосредоточившись на делах Свердловской епархии. На посту председателя ВВЦС его сменил епископ Виссарион (Зорнин), добившийся титула «митрополита Воронежского». Виссарион возглавлял ВВЦС до 1933 г. В 1934 г. некоторое время обязанности председателя исполнял Свердловский архиепископ Пётр (Холмогорцев). Видную роль среди григорьевцев играл Борис (Рукин), также получивший титул «митрополита». В 1930 гг. раскольники лишились поддержки советских властей и подверглись репрессиям. В целом по стране раскол существовал до середины 1940 гг., к этому времени немногочисленные григорьевские общины присоединились к РПЦ. В 1943 и в последующие годы покаяние принесли четыре григорьевских «епископа». Монах Фотий (Топиро), архимандриты Гермоген (Кузьмин) и Иосиф (Вырыпаев), иеромонах Феодосий (Григорович) были приняты в общение с церковью в том сане, в каком пребывали до отпадения в раскол, после этого Фотий (Топиро) был канонически правильно хиротонисан во епископа.



 
PR-CY.ru