ВАГАРШАПАТ - Страница 4

В годы Первой мировой войны армянские добровольческие отряды получали в Вагаршапате благословение католикоса перед уходом на фронт. Город стал центром национально-освободительного движения, в годы геноцида армян (1915 г. и след.) – местом приюта беженцев и организации помощи, в Вагаршапате были основаны больницы, сиротские приюты, благотворительные общества. Жители Вагаршапата и монахи Эчмиадзина приняли участие в судьбоносной для Армении Сардарапатской битве с турками в мае 1918 г. Кратковременный подъём духовной и культурной жизни Вагаршапата в период первой республики (1918–1920 гг.) сменился резким упадком и репрессиями в первые десятилетия после установления советской власти. В годы Великой Отечественной войны ощутимой была роль Эчмиадзина в деле репатриации армян и организации военной помощи. С 1944 г. начал издаваться официальный журнал католикосата «Эчмиадзин», наследник «Арарата»; в 1945 г. при католикосе Геворге VI открылась Эчмиадзинская духовная семинария (семинария Геворгян не действовала с 1917 г.). В 1950–1960 гг. в Вагаршапате (тогда – Эчмиадзине) была проведена основательная реставрация храмов св. Рипсиме, св. Гаяне, Шогакат. Особенно активная строительная деятельность развернулась при католикосе Вазгене  I (1955–1994 гг.): было укреплено и отремонтировано здание собора, обновлены и дополнены его росписи (под руководством Л. Дурново), в 1962 г. завершено строительство нового дворца католикоса, отремонтированный старый дворец превращён в музей; возведена трапезная, другие постройки, в том числе памятные родники и хачкары. В 1982 г. была создана сокровищница (гандзатун) Алека и Мари Манукянов, благоустроена территория монастыря и центральной части города, а также других архитектурных памятников. Здесь работали такие зодчие, как Самвел Аракелович Сафарян, Рафаэл Саркисович Исраелян, Саркис Арамович Гурзадян, Липарит Садоян, Арцрун Габриелович Галикян, Корюн Кафадарян, Микаэл Давидович Мазманян. Новое строительство в четвёртой четверти XX в. было предпринято с учётом сложившейся историко-архитектурной ситуации, например, жилая застройка главной улицы (архитекторы Ян Исаакян, Гарри Гайкович Рашидян). Город, включая Звартноц, стал рассматриваться не только как религиозный, но и как единый культурно-туристический центр. Недолгое правление католикоса Гарегина I (1995–1999 гг.) ознаменовалось активизацией духовной жизни. Вагаршапат, вновь получивший историческое название, стал местом издания церковно-богословской и научной литературы. Под юрисдикцию Армянской Апостольской Церкви было возвращено здание семинарии Геворгян. Начало правления католикоса Гарегина II (с 1999 г.) совпало с подготовкой и празднованием юбилея 1700-летия принятия христианства (2001 г.), в связи с чем было завершено восстановление ряда древних храмов и строительство новых. С запада к двору Эчмиадзинского монастыря примкнула новая площадь с выходящим на неё Открытым алтарём Трдат Великий, вновь были отреставрированы росписи собора.



 
PR-CY.ru