ВЫСОЦКИЙ ЧИН

ВЫСОЦКИЙ ЧИН – семь икон из деисусного ряда иконостаса соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы Высокого серпуховского монастыря. Написан по заказу Афанасия Высоцкого Старшего в Константинополе в 1380–1390 гг. для белокаменного храма, строившегося в монастыре с 1381 г. по инициативе князя Владимира Андреевича Храброго, прислан ещё при жизни Афанасия Высоцкого Младшего (ум. 12 сентября 1395 г.) вместе с другими иконами и благословенной грамотой. Ныне шесть икон Высоцкого чина находятся в Третьяковской галерее, икона «Святой Иоанн Предтеча» – в Русском музее (с 1934 г.). В 1920–1930 гг. ХХ в. Высоцкий чин был реставрирован в Центральных государственных реставрационных мастерских имени Игоря Эммануиловича Грабаря («Апостол Павел», 1920 г., реставраторы Евгений Иванович Брягин, И.И. Суслов, В.К. Тарыгин, П.И. Цепков; «Апостол Пётр», 1926 г.; икона Божьей Матери, 1929 г., реставратор И.И. Суслов), затем иконы Высоцкого чина были переданы в Третьяковскую галерею; повторно реставрированы Иваном Андреевичем Барановым «Апостол Пётр» (1931 г.), «Христос Вседержитель» (1936 г.), «Архангел Гавриил» (1937 г.), И.И. Сусловым «Архангел Михаил» (1937 г.). В Русском музее в 1935–1938 гг. реставраторы Иван Яковлевич Челноков и Л.В. Сосин реставрировали икону «Святой Иоанн Предтеча». Иконы Высоцкого чина написаны на досках большого, почти одинакового размера, каждая состоит из трёх частей, с широкими полями на лицевой стороне и паволокой крупного плетения. На фоне и полях икон сохранились многочисленные следы гвоздей, которыми крепились пластины басменных окладов, а также фрагменты надписей (как полагают исследователи, греческие), как на иконе с образом апостола Петра. На раскрытом кодексе в руках Спасителя помещена русская надпись, относящаяся, по мнению исследователей, к XVI в. Высоцкий чин принадлежит к «недельным» (семифигурным) деисусам с поясными изображениями святых, обращённых в молении к центральному образу Вседержителя, в XVI в. чин был дополнен иконами с образами апостола Андрея и апостола Иоанна Богослова (ныне в Третьяковской галерее). Одна из иконографических особенностей Высоцкого чина – именословное благословение Христа. Пальцы правой руки Иисуса Христа, покрытой гиматием, сложенные для благословения, почти касаются страницы Евангелия. Другая особенность – жест, усиливающий связь иконографической программы Высоцкого чина с таинством евхаристии: левая рука Богородицы поднята и прижата к груди, как это изображено в композициях «Распятие Господне» и «Не рыдай Мене, Мати» (византийская икона последней трети XIII в., Третьяковская галерея). И третья – в руках апостола Петра полураскрытый свиток с надписью: «Ты еси х(ристос)ъ с(ы)нъ б(ог)а живаго».

 



 
PR-CY.ru