Словарь по христианству В ВЕСЕЛОВСКИЙ Степан Борисович - Страница 2

ВЕСЕЛОВСКИЙ Степан Борисович - Страница 2

Первым итогом работы стала публикация Центрархивом «Памятников социально-экономической истории Московского государства XIV–XVII вв.» (М., 1929 г.), в которую были включены жалованные и указные грамоты Троице-Сергиеву монастырю в XV в. и его свозные и дозорные книги 1610 гг. Незадолго до своей смерти С.Б. Веселовский начал систематическое комментированное издание всех актов из архива Троице-Сергиева монастыря начиная с 1390 гг. (Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI вв. Т. 1: Акты из архива Троице-Сергиева монастыря конца XIV – начала XVI вв. М., 1952 г.). В настоящее время издание документов доведено до 1526 г. (Акты Русского государства, 1505–1526 гг. М., 1975 г.; Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1673 г. М., 1987 г.; последнее издание выполнено по копии, снятой учёным). История церковного землевладения стала главной темой трудов С.Б. Веселовского в 1940 гг. (статья «Монастырское землевладение в Московской Руси во второй половине XVI в.» и монографии «Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси»). Второй выпуск первого тома монографии посвящён характеристике землевладения митрополичьей кафедры в XIV–XVI вв. В нём исследованы податный и судебный иммунитет митрополичьих владений (главы 1-4), впервые в отечественной историографии описаны формирование и развитие двора митрополитов, генеалогии семей его бояр, слуг и дворян, их обязанности, обеспечение их кормлениями, вотчинами и поместьями (главы 5-6). Главы 7-8 посвящены землевладению домовых монастырей и социально-экономическим отношениям в митрополичьих владениях. Огульная критика, которой было встречено издание первого тома монографии (рецензенты обвинили С.Б. Веселовского в «буржуазности»), помешала выходу следующего тома, в котором учёный предполагал детально рассмотреть историю монастырского землевладения. На документах из Ипатиева во имя Святой Троицы монастыря основана статья «Из истории древнерусского землевладения. Род Дмитрия Александровича Зернова» (1946 г.), в которой (как и в ряде других работ) С.Б. Веселовский подтвердил достоверность родословного предания Сабуровых, Годуновых и Вельяминовых-Зёрновых о родовом характере Ипатиева монастыря для потомков великокняжеского боярина Дмитрия Зерна (в том числе для царя Бориса Фёдоровича Годунова). С.Б. Веселовский проследил ктиторскую деятельность Зёрновых по отношению к монастырю, установил, что во второй половине XVI в. возникли связи монастыря с московским боярским родом Захарьиных-Юрьевых, из которого происходил царь Михаил Фёдорович. На основе широкого круга актовых источников (в том числе и ранее не введённых в научный оборот) С.Б. Веселовский в ряде работ доказал бесперспективность для России многих реформ царя Ивана IV Васильевича Грозного. В статье «Синодик опальных царя Ивана как исторический источник» он показал аристократический характер опричного войска, его тесные родственные связи с представителями земщины. Ряд работ С.Б. Веселовского по данной теме вышел в свет уже после его смерти в книге «Исследования по истории опричнины» (М., 1963 г.). Посмертно была опубликована монография «Исследования по истории класса служилых землевладельцев» (М., 1969 г.), где даны развёрнутые характеристики отдельных родов московского боярства XIV–XVI вв., многие представители которых были архиереями Русской церкви, вкладчиками, настоятелями и насельниками монастырей. Важное значение для изучения истории и генеалогии русских боярских родов в XIV–XVII вв. имеют справочные материалы С.Б. Веселовского, изданные посмертно в двух книгах: «Ономастикон: Древнерусские имена, прозвища и фамилии» (М., 1974 г.) и «Дьяки и подьячие XV–XVII вв.» (М., 1975 г.). Для описания истории церковного землевладения не утратили своего значения созданные С.Б. Веселовским совместно с В.Н. Перцовым «Исторические карты Подмосковья» (М., 1993 г.).



 
PR-CY.ru