«ВАРДАПЕТУТЮН»

«ВАРДАПЕТУТЮН» – богословский труд, составляющий вторую, основную, часть (по объёму превосходящую все остальные, вместе взятые) «Агафангела» и излагающий учение о христианской вере, приписываемый просветителю Армении Григорию. Помимо армянского текста сохранилась краткая грузинская версия «Вардапетунюна», носящая название «О вере» и приписанная Ипполиту Римскому (III в.). Это богословское произведение является наряду с «Огласительными беседами» Кирилла Иерусалимского одним из лучших образцов катехизического жанра. По мнению исследователей, «Вардапетунюн» был составлен в V в., спустя несколько десятилетий после кончины святителя Григория. Наиболее вероятной представляется атрибуция этого труда Месропу Маштоцу (Б. Саргисян, Р. Томсон). Павел Ананян считает, что «Вардапетунюн» был написан по просьбе Маштоца Феодором Мопсуестийским. Трактат содержит упоминания и толкования некоторых древнейших сирийских богословских теорий, не сохранившихся в сирийской традиции либо претерпевших значительные искажения. Например, суждение о женской сущности Святого Духа (в сирийском языке это слово женского рода), в значительной мере определяющее в «Вардапетунюне» богословие таинств крещения, миропомазания, причащения. В изложении вероучения «Вардапетунюн» опирается на Ветхий Завет и Новый Завет, охватывая всё содержание Священного Писания. Наиболее подробно развиваются темы Святой Троицы, сотворения, вочеловечения, апостольского благовествования, воскресения мёртвых. «Вардапетунюн» строится по типу устной проповеди, содержащей догматы христианства и обращённой к народу, царю (без упоминания имени) и знати, чаще всего в форме вопросов и ответов, с призывом отказаться от рукотворных идолов и обратиться к истинному Богу. Доказательство и толкование – основные методы автора «Вардапетунюна», причём доказательства основываются исключительно на Священном Писании.

 
PR-CY.ru