ВЕНЧАНИЕ БРАКА

ВЕНЧАНИЕ БРАКА – основная часть чина церковного благословения брака в православной церкви и у нехалкидонитов. В античной и эллинистической Греции был широко распространён обычай украшать дом, где проходило брачное торжество, цветами, а головы молодых – венками, и церковь восприняла его, очистив от языческих атрибутов и дополнив христианскими элементами, главный из которых – причащение Святых Таин. Христианские авторы I–II вв. ничего не сообщают о том, что именно совершалось при вступлении христиан в брак; исследователи предполагают, что христиане, по крайней мере, отчасти, справляли свадьбы согласно обычаям окружавшего их общества. Это предположение подтверждается свидетельством Тертуллиана (первая половина III в.), который, в частности, осуждает обряд надевания венков при бракосочетании как заимствованный у язычников. Христианское осмысление обряд венчания брака получил только к концу IV в. Если Григорий Богослов (ум. в 390 г.) упоминает о венчании брака ещё как просто об общепринятом обычае и делает акцент на других аспектах брачной церемонии, то Иоанн Златоуст (ум. в 407 г.) уже высоко оценивает обряд брачного венчания и интерпретирует его как символ победы молодожёнов над плотскими удовольствиями. Таким образом, к V в. на Востоке совершение венчания при вступлении христиан в брак – обычное явление. Например, в «Лавсаике» Палладия (первая четверть V в.) описывается бракосочетание Аммона Нитрийского, которое состояло из венчания, брачного пира и «подобающих браку» обрядов, и окончилось уходом родственников и гостей из чертога молодых. На Западе в это время аналогом венчания брака является обряд velatio; в дальнейшем развитие чина церковного благословения брака на Западе пошло иначе, чем на Востоке, и венчание не стало основным его обрядом. Однако христианское осмысление народного обряда венчания далеко не сразу привело к превращению его в часть церковного чинопоследования благословения брака. Вероятно, первоначально венчание вошло как обязательная часть в церковное чинопоследование только при бракосочетании византийских императоров и высокопоставленных чиновников – в рукописях чин венчания брака нередко надписывается как «Венчание князей (в греч. оригинале – царей) и бояр, и всех православных христиан» или подобным образом (слова «и всех православных христиан», видимо, прибавлены к первоначальному варианту названия чина), а также из некоторых косвенных источников. В частности, подробное описание церемонии царского венчания брака содержится у Феофилакта Симокатты, который пишет о состоявшемся в 582 г. бракосочетании императора Маврикия. Церемония проходила во дворце Дафна (часть Большого дворца в Константинополе) и началась с того, что патриарх провёл торжественное богослужение (вероятно, в дворцовой церкви св. Стефана), во время которого соединил руки новобрачных, повенчал их и причастил Святых Таин. Праздник продолжился в одном из залов дворца, где император снял перед всеми покров с лица супруги, и была воспета брачная песнь. Невестоводитель подал новобрачным кубок с вином, и начался пир.

 



 
PR-CY.ru