BАХ Йоахим - Страница 2

Несомненно, Вах ощущал необходимость установить твёрдые герменевтические основания истории религии. Он был убеждён, что история религий не должна потерять своего эмпирического характера, чувствовал, что Пьер Даниэль Шантепи де ля Соссе (1848–1920 гг.) и С.П. Тиль и делали ошибку, не проводя чёткого различия между историей религии и философией религии. Вах был критичен и к тем, кто начинал с философии и развивал науку, и к тем, кто начинал с науки и двигался к философии. По его мнению, история религий лежит между этими двумя полюсами. В этом он следовал Максу Шелеру, который постулировал «конкретную феноменологию религиозных объектов и действий» между историческим исследованием религий (собственно Religionswissenschaft) и феноменологией религии (die Wesensphanomenologie der Religion). Согласно Шелеру, эта промежуточная дисциплина имеет целью полнейшее понимание интеллектуального содержания одной или более религиозных форм и доводит до конца действия, в которых это интеллектуальное содержание представлено. Вах был убеждён, что вопрос, над которым размышлял Шелер, может быть решён только посредством использования религиозно-научного метода истории религии (Religionswissenschaft). Его репутация как эрудированного специалиста привлекала в Лейпциг многих студентов. Однако плодотворная карьера Ваха подошла к внезапному концу в 1935 г., когда правительство Саксонии под давлением нацистов воспрепятствовало его назначению в университет на основании его еврейского происхождения, несмотря на то, что семья Ваха была христианской уже в четвёртом поколении. К счастью, благодаря вмешательству американских друзей, Вах был приглашён преподавать в университет Брауна в Провиденсе (штат Род Айленд), где он оставался до 1945 г. С 1945 г. до своей смерти Вах преподавал историю религии в Богословской школе Чикагского университета. Он всегда утверждал, что метод истории религии должен быть соизмерим с её предметом исследования, т.е. природой и выражениями религиозного опыта человечества как такого опыта, который развивается в истории. Следуя своему руководителю, Рудольфу Отто, Йоахим Вах определял религиозный опыт как опыт святого. На протяжении своей жизни он никогда не изменял своих взглядов на основную структуру дисциплины: её двойную задачу (историческую и теоретическую); центральность религиозного опыта и её тройственного измерения (теоретического, практического и социологического); а также критическую важность герменевтики. Но в течение своей научной карьеры  Вах акцентировал три различных методологических вопроса. В течение первой фазы деятельности он был занят герменевтическим основанием описательно-исторической задачи дисциплины. Вах находился, главным образом, под влиянием философской герменевтики Августа Бока, который определял задачу герменевтики как «распознание» того, что было первоначально «познано», т.е. как артикуляцию того, что было распознано в своём первоначальном характере, ещё в степени «реконструирования» в своей тотальности, которая ещё не представлялась целым. Он настаивал на том, что историк религии должен сначала попытаться собрать то, что было признано в качестве религиозного феномена и «воспроизвести» это в себе самом. Затем он должен наблюдать и оценивать то, что стало его собственным, как нечто объективное по отношению к нему. В течение второй фазы жизни Вах пытался развить систематическое измерение истории религии, следуя модели социологии. По его мнению, социологическая (систематическая) задача истории религии должна иметь два аспекта: 1) взаимоотношение религии и общества; и 2) изучение религиозных групп. Имея дело с религиозными группами (и в особенности с разнообразием собственных интерпретаций, развитых этими группами), Вах использовал типологический метод. В своей работе «Социология религии» он говорит о необходимости развития тесных взаимосвязей между историей религии и другими дисциплинами, особенно с социальными и гуманитарными науками. В этом смысле его «Социология религии» была попыткой преодолеть «разрыв, который до сих пор существовал между изучением религии и социальными науками». Вах определял основную цель его социологического (систематического) изучения религии как попытку «достичь нового понимания отношений между различными формами выражения религиозного опыта и, в конечном счёте, лучше понять различные аспекты самого религиозного опыта». В течение третьей фазы своей деятельности Вах был озабочен целостным пониманием различных аспектов религиозного опыта и его выражений, что привело его к переоценке не только отношения истории религии с социальными науками, но также её отношения с нормативными дисциплинами, такими как философия религии и богословие. После того как Вах посетил в 1952 г. Индию, где он читал лекции в различных университетах, эта озабоченность стала ещё более выразительной. Он разделял мечту о поиске нового большого синтеза исследования религиозного опыта человечества, что являлось продолжением мыслей, отражённых в его ранних работах «Religionswissenschaft» и «Das Verstehen», которые он обсуждал в течение VII конгресса Международной Ассоциации по истории религии, проходившего в Риме весной 1955 г. Но смерть летом 1955 г. прервала его исследования в этой области.



 
PR-CY.ru