ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) Мстиславич - Страница 3

Уже в марте 1137 г. к Всеволоду Мстиславичу прибыл новгородский посадник Константин, а затем тайное посольство псковичей и части новгородцев, которые убеждали его вернуться в Новгород. Однако когда Всеволод Мстиславич пришёл в Псков, в Новгороде произошло столкновение его сторонников и противников, в котором последние одержали верх. Псков отказался поддержать решение новгородского веча и стал готовиться к вооружённому сопротивлению, но до войны дело не дошло. Тем не менее, конфликт не иссяк даже после внезапной смерти Всеволода Мстиславича в Пскове. Князь был погребён «в церкве Святыя Троица, юже бе сам создал», а псковичи приняли на стол брата Всеволода Мстиславича Святополка. Примирение Пскова и Новгорода было достигнуто только в апреле 1138 г., после изгнания с новгородского стола князя Святослава Ольговича. В качестве дня смерти Всеволода Мстиславича Ипатьевская, Софийская I и ряд других летописных сводов называют 11 февраля, но в некоторых летописях (Новгородской Карамзинской, Новгородской IV, Тверском сборнике, Псковской I, Никоновской) эта дата сопровождается указанием, что Всеволод Мстиславич скончался в четверг масленой недели, который в 1138 г. приходился не на 11, а на 10 февраля. Последняя дата является наиболее вероятным днём преставления святого (в этих же летописях также сообщается о погребении Всеволода Мстиславича «в день недельный»). Канонизирован Всеволод Мстиславич на Московском соборе 1549 г. С его именем новгородская традиция связывает создание двух важных для политической и церковной жизни Новгорода законодательных документов – «Устава князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах церковных» и «Уставной грамоты князя Всеволода церкви Иоанна Предтечи на Опоках» («Рукописание кн. Всеволода»), хотя многочисленные анахронизмы заставляют исследователей относить оба акта в их сохранившемся виде к более позднему времени. Первый документ восходит в своей основе к документу начала 1180 гг. (по мнению Бориса Николаевича Флори) или 1220 гг. (по мнению Янина и Ярослава Николаевича Щапова), второй был создан с использованием первого на рубеже XIII–XIV вв. Вместе с тем есть исследователи, считающие возможным относить некоторые установления как «Устава», так и «Рукописания» ко времени Всеволода Мстиславича (по мнению Серафима Владимировича Юшкова, Алексея Алексеевича Гиппиуса и др.). Зато твёрдо засвидетельствованы другие факты деятельности Всеволода Мстиславича, связанной с церковью. Помимо упомянутой дарственной Мстислава Владимировича и Всеволода Мстиславича новгородскому Юрьеву монастырю известны ещё жалованные грамоты Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю на «рель» у Волхова и волости Ляховичи (вероятно, 1134 г.). Вместе с данной тогда же дарственной Изяслава Мстиславича, брата Всеволода Мстиславича, новгородскому Пантелеимонову монастырю эти грамоты составляют корпус древнейших на Руси княжеских актов, связанных с земельными пожалованиями церкви. В Новгороде Всеволод Мстиславич построил церковь Иоанна Предтечи на Опоках (в честь рождения сына Иоанна, заложена в 1127 г.) и храм Успения Пресвятой Богородицы на Торгу (заложена в 1135 г.), оба храма сохранились в перестройках 1453 и 1458 гг. соответственно, в Пскове – соборную церковь в честь Святой Троицы (деревянную?). В первые годы княжения Всеволода Мстиславича в Новгороде и, скорее всего, при его дворе и по его заказу был составлен новгородский летописный свод, соединивший раннее новгородское летописание с киевским и лёгший в основу последующего новгородского владычного летописания. Уже через несколько десятилетий после смерти Всеволода Мстиславича память о нём начинает приобретать черты героической стилизации, а его правление представляется цветущей эпохой в истории Новгорода. Так, в посмертной похвале (видимо, смоленского происхождения) новгородскому князю Мстиславу (Георгию) Ростиславичу Храброму (1180 г.) его подвиг по защите Новгорода сравнивается с деяниями Всеволода Мстиславича: Мстислав обеспечил «толикую свободу новгородьцем от поганых, якоже и дед» его «Всеволод: свободил ны бяше от всех обид, ты же бяше… сему поревновал». Всеволод Мстиславич был дядей Мстислава Ростиславича, его именование «дедом» только подчёркивает включение князя в ряд образцовых эпических предков. Согласно «Житию Всеволода Мстиславича», составленному Василием (Варлаамом) во второй половине 1550 гг., новгородский князь Ярослав Владимирович (1182–1199 гг., с перерывами), племянник Всеволода Мстиславича, присутствовал в Пскове при перенесении мощей своего дяди из церкви во имя великомученика Димитрия Солунского в Троицкий собор. «Слово об обретении мощей Всеволода Мстиславича» (составлено, как полагают исследователи, во второй половине XIV в., известно в списках начиная с XVI в.) повествует о том, что, когда крестный ход с ракой подошёл к Смердиевым воротам Псковского кремля, процессия внезапно остановилась, и никто не мог сдвинуть раку с места. Её пришлось вернуть в церковь великомученика Димитрия.

 



 
PR-CY.ru