ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ - Страница 7

Эту ставшую уже традиционной точку зрения оспорила Н.М. Богданова в работе «О времени взятия Херсонеса князем Владимиром», предложив понимать глагол «знаменовали» не в смысле предзнаменования, а как указание на свершившийся факт и тем самым относить падение Херсонеса ко времени незадолго до апреля 989 г. Исследователи полагают, что неубедительно основанная на неверных хронологических подсчётах датировка взятия Корсуни маем-июнем 990 г., выдвинутая историком Олегом Михайловичем Раповым (1939–2002 гг.), вряд ли основательно настаивавшим, что у Льва Диакона и Яхьи речь идёт о разных метеорологических явлениях. По той же причине им трудно согласиться и с датировкой декабрём 988 г. Исследователи задаются вопросом: «Чем объяснить поход Владимира Святославича на Корсунь, если киевский князь был союзником Византии?» Они считают, что если русское войско появилось в Византии не позднее осени 988 г., следовательно, летом или осенью того же года русско-византийский союзный договор должен был предусматривать и прибытие на Русь царевны Анны. Очевидно, именно для её встречи Владимир Святославич «к порогам ходи» «на другое лето по Крещении», но до похода на Корсунь, как о том сообщает Иаков Мних. Брак «порфирородной» принцессы с «варваром» был уникальным исключением из византийских династических правил, и потому было бы вполне понятным, если бы Василий II, получив русскую военную помощь, не торопился с исполнением своих обязательств. В таком случае осаду и взятие Корсуни Владимир Святославич предпринял для того, чтобы вынудить Константинополь сдержать своё обещание. Этому естественному объяснению А.В. Поппе попытался противопоставить гипотезу, по которой Корсунь была на стороне мятежного Варды Фоки, и её захват Владимиром Святославичем явился выполнением союзнических обязательств со стороны киевского князя. Такая точка зрения нашла сторонников, но столкнулась и с основательной критикой. Исследователи считают, что в рамках гипотезы А.В. Поппе трудно объяснить устойчивое соединение в древнерусской традиции взятия Корсуни с прибытием Анны. Приведённые данные не позволяют им безусловно предпочесть какую-либо из двух древнерусских версий крещения Владимира Святославича – «корсунскую» или Иакова Мниха, но последняя для исследователей выглядит в их свете (как и в свете всей суммы древнерусских источников) всё же более вероятной. Титмар Мерзебургский также относит «великие насилия», которые Владимир Святославич «чинил над слабыми данайцами» (т.е. греками), уже ко времени после крещения князя. В результате ход событий реконструируется исследователями следующим образом. Видимо, уже в 987 г. Василий II начал переговоры с Владимиром Святославичем о военном союзе, причём был вынужден принять требование киевского князя о династическом союзе. Предуготовляя его, Владимир Святославич принял крещение. Если дата крещения выбиралась согласно Константинопольскому евхологию (что в случае «политического» крещения не выглядит, впрочем, обязательным), то оно имело место, скорее всего, на праздник Крещения Господня 6 января 988 г. (А.В. Поппе), т.е. ещё в 6495 мартовском году. Другие возможности – на Пасху (8 апреля) или на Троицу (27 мая) 988 г. (М. Арранц) уже в следующем (6496) г. – следует, видимо, отвергнуть как вступающие в противоречие с относительной хронологией Иакова Мниха. По свидетельству Степаноса Таронеци, сбивчивого в деталях, но достоверного в своей основе, в византийское посольство входил бежавший от Фоки Варды митрополит Севастии (в провинции Армения Вторая) Феофилакт, который и мог крестить киевского князя. Древнерусские источники единодушно утверждают, что в крещении Владимир Святославич был наречён Василием – несомненно, в связи с тем, что его заочным крёстным отцом считался император Василий II (такова была обычная практика византийских «политических» крещений). Летом 988 г. Владимир Святославич отправил в Византию русское войско и у днепровских порогов (место, наиболее подверженное нападениям степняков) дожидался царевны Анны (летом-осенью 988 (6496) г., т.е., действительно, «на другое лето по Крещении»). Однако Анна не прибыла, а возможно, если полагаться на Степаноса Таронеци (который, однако, путает Русь с Болгарией), греки пытались даже подменить невесту. Разгневанный Владимир Святославич осенью выступил к Корсуни, которую после продолжительной осады захватил между апрелем и июлем 989 (6497) г. («на третье лето» после крещения по древнерусскому счёту). Василий II был вынужден выполнить своё обязательство, багрянородная царевна прибыла в Херсонес, где и произошло её бракосочетание с Владимиром Святославичем, по всей вероятности, ещё в том же 989 г. Осенью 989 (или весной 990) г. Владимир Святославич вернулся в Киев. Восстанавливаемая таким образом хронология совпадает с хронологией Иакова Мниха, если исходить из его известия, что Владимир Святославич крестился «в 10-е лето по убиеньи брата своего»: 978/979 (6486) + 9 = 987/988 (6495). Однако этому последнему противоречит другое сообщение Иакова, что после крещения Владимир Святославич «поживе... 28 лет», что приводит к дате крещения ПВЛ: 1015 (6523) – 27 = 988/989 (6496).

 



 
PR-CY.ru