ВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич

ВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич (1838–1906 гг.) – русский филолог, историк литературы. Родился в семье генерала, военного педагога, окончил Московский университет (в 1858 г.). В 1859–1869 гг. многократно бывал в Западной Европе, занимался научными исследованиями в Испании, Германии, Чехии, Италии. С 1872 г. – профессор Петербургского университета, с 1880 г. – академик. Руководил отделением русского языка и словесности Академии наук. Научные познания А.Н. Веселовского были необычайно разносторонними: он был знатоком русско-славянской, византийской и западноевропейской литературы Средневековья, древнего и нового фольклора разных народов, литературы эпохи Возрождения, новой русской и западноевропейской литературы, этнографии. Ему принадлежат ценные работы о происхождении искусства, по теории литературы. Первая работа была опубликована в 1959 г. Магистерская диссертация Веселовского («Вилла Альберти. Новые материалы для характеристики литературного и общественного перелома в итальянской жизни XIV–XV столетия») первоначально (в 1870 г.) была опубликована на итальянском языке; докторская диссертация («Из истории литературного общения Востока и Запада») – в 1866–1868 гг. В 1872 г. были опубликованы «Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине». Ко времени вступления А.Н. Веселовского на научное поприще русское академическое литературоведение перешло на новый путь научных исследований сравнительно с предшествовавшей ему литературоведческой мифологической школой, главой которой был филолог и искусствовед Фёдор Иванович Буслаев (1818–1897 гг.). Вслед за трудами литературоведа и этнографа Александра Николаевича Пыпина (1833–1904 гг.), филолога и санскритолога Теодора Бенфея (1809–1881 гг.), подвергшими критике основные положения этой школы, А.Н. Веселовский переходит на путь сравнительно-исторического изучения памятников литературы и фольклора, стремясь установить общие закономерности историко-литературного процесса. Он становится самым выдающимся представителем сравнительно-исторического метода в литературоведении, в 1860–1870 гг. создаёт теорию исторического мифотворчества («Заметки и сомнения о сравнительном изучении средневекового эпоса», 1868 г., «Сравнительная мифология и её метод», 1873 г.), существенно отличающуюся от теории мифологической школы. В работе о Соломоне и Китоврасе, в «Опытах по истории развития христианской легенды» (1875–1877 гг.) и других Веселовский исследовал роль демократических еретических движений и апокрифов в истории средневековой народной поэзии, проявлял большой интерес и к современному фольклору, связанному с освободительным движением народов («О народной политической поэзии в Италии», 1866 г., и др.). В 1870–1880 гг. изучал отражение в фольклоре исторической действительности («Сказки об Иване Грозном», 1876 г., «Южно-русские былины», 1881–1884 гг., и др.). В 1880–1890 гг. Веселовский отрицательно оценил односторонность господствующих теорий буржуазной фольклористики («Новые книги по народной словесности», 1886 г., и др.), считая недопустимым сводить развитие фольклора только к заимствованиям, создал свою синтетическую теорию «бытовых и психологических основ» фольклора («Поэтика сюжетов», 1897–1906 гг., «Три главы из исторической поэтики», 1899 г., и др.). В ряде работ Веселовский объяснял искусство доклассового общества «общинно-родовыми отношениями», особенностями быта и идеологии человека той эпохи, связывал некоторые элементы фольклора с трудовыми процессами. В последний период своей деятельности он окончательно сформулировал теорию «исторических начал» эпоса («Новые исследования о французском эпосе», 1885 г., курс лекций «История эпоса», 1884–1886 гг. (опубликовано в 1885–1886 гг.), «Мелкие заметки к былинам», 1885–1896 гг., и др.). В «Разысканиях в области русских духовных стихов» Веселовский стремился установить древнейшие народные основы и ограничить роль христианства в фольклоре («Большой стих о Егории» и др.), показал не зависимое от христианской религии прогрессивное развитие в фольклоре народного мировоззрения («Судьба-доля в народных представлениях славян» и др.), значительно расширил круг народов и культур, находившихся в литературном общении. Его внимание привлекало творчество рас и народов не только передовых культурно, но и стоявших на ранних стадиях развития. Он широко пользовался типологическим сопоставлением сходных литературных явлений, наблюдаемых (порой с очень большим хронологическим разрывом) у разных народов, генетически между собой не связанных и стоящих на разных ступенях культурного развития, а сходство этих явлений объяснял связанностью их с однородными стадиями общественного развития. Само понятие стадий исторического развития (как и «среды») было, однако, ограничено у Веселовского позитивистским представлением об общественно-историческом процессе. Наряду с теорией заимствования он признавал теорию самозарождения мотивов и сюжетов. Эта теория, получившая название «антропологической» и обычно связываемая с английскими антропологами Эдуардом Бернеттом Тайлором (1832–1917 гг.) и его последователем Эндрю Лэнгом (1844–1912 гг.), возникла у А.Н. Веселовского ещё за три года до опубликования книги Э.Б. Тайлора «Первобытная культура» (1871 г.).

 



 
PR-CY.ru