ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович - Страница 6

Повседневная жизнь А.И. Введенского отличалась предельной светскостью. В своём доме в Сокольниках он создал своего рода модный салон, который посещали многие знаменитости тех лет (прежде всего, актёры). Он вёл с гостями непринуждённые разговоры, любил музицировать на пианино, был остроумным, разговорчивым и любезным хозяином, способным поддержать беседу буквально на любую тему. Часто (даже в постные дни) его можно было встретить на концертах и вечерах в Колонном зале Дома Союзов, в Консерватории, Доме учёных; он с удовольствием пользовался обществом дам и галантно целовал им руки. Между тем уже в 1923 г. стало ясно, что широкие массы верующих не пошли за обновленцами: ни одно из предложенных А.И. Введенским церковных новшеств не было принято народом, обновленческие священники (в силу своей подчёркнутой светскости и отсутствия благостности) не имели никакого духовного авторитета. Сложилась поразительная ситуация: обновленцы занимали руководящие посты, им принадлежало значительное число приходов, однако их храмы оставались пустыми, а их руководящие органы фактически ничего не возглавляли. С другой стороны, Русская православная церковь, являвшаяся подлинной носительницей духовности, не имела легальной организации. Её единственной объединяющей фигурой оставался патриарх, но он 7 апреля 1925 г. неожиданно умер. Для выборов нового патриарха следовал созвать архиерейский Собор, но власти не давали на это разрешение. Управление церковью перешло к патриаршему местоблюстителю, которым стал Крутицкий митрополит Пётр (Полянский Пётр Фёдорович; 1862–1937 гг.), занимавший по отношению к обновленцам ещё более непримиримую позицию, чем покойный патриарх. Когда в июне 1925 г. обновленческое руководство активно готовило новый поместный Собор, Пётр категорически запретил участвовать в нём последователям патриаршей церкви. Поэтому Собор (Третий Всероссийский поместный Собор православной Церкви), открывшийся 1 октября 1925 г., представлял собой только обновленческую церковь. На нём А.И. Введенский был избран «товарищем председателя Собора». В своём вступительном докладе он зачитал заведомо ложное письмо обновленческого «епископа» Николая Соловья о том, что в мае 1924 г. патриарх Тихон и митрополит Пётр (Полянский) якобы послали с ним в Париж великому князю Кириллу Владимировичу благословение на занятие царского трона (как и многие другие устные и печатные заявления А.И. Введенского, это выступление имело характер доноса и послужило причиной скорого ареста митрополита Петра). В 1924 г. обновленческой Московской академией А.И. Введенский был удостоен степени «доктора богословия», в 1933 г. – степени «доктора христианской философии», в 1932–1934 гг. возглавлял академию в качестве ректора (после закрытия храма Христа Спасителя в 1931 г. он совершал богослужения в московских храмах: апостолов Петра и Павла на Новой Басманной ул., свт. Николая на Долгоруковской ул., Спаса на Большой Спасской ул.). В 1934 г. начались массовые аресты обновленческого духовенства, поскольку карательные органы не делали разницы между ними и патриаршей церковью. Были закрыты обновленческие духовные учебные заведения в Москве, Ленинграде, Киеве, прекратился выпуск периодических изданий, упразднён обновленческий Синод, а к 1938 г. прекратили существование большинство обновленческих епархий.

 



 
PR-CY.ru