ВАХБ ибн Муннабих ибн Камил ибн Сайадж, Абу Абдаллах

ВАХБ ибн Муннабих ибн Камил ибн Сайадж, Абу Абдаллах (654 или 655 – 728 или 732 гг.) – мусульманский учёный-традиционалист, принадлежавший к табиун, т.е. к поколению передатчиков предания, получавших информацию непосредственно от сподвижников Мухаммада. Большую часть жизни провёл в Сане. Отец Вахба ибн Муннабиха ибн Камила ибн Сайаджа вёл свой род от персов, которые завладели Йеменом в конце правления Хосрова I Ануширвана. По преданию, его предки были выходцами из Герата, их родословие, восходящее к шаханшаху Замаспу, сыну Пероза (496 – 498/499 гг.), исследователи считают сомнительным. Мать Вахба ибн Муннабиха ибн Камила ибн Сайаджа принадлежала к химьяритам, т.е. к коренному осёдлому населению доисламской Южной Аравии, и говорила на «химьяритском языке» (по мнению исследователей, на одном из местных бесписьменных диалектов). Семья Вахба ибн Муннабиха ибн Камила ибн Сайаджа приняла ислам около 630 г., и он с рождения воспитывался как мусульманин, поэтому упоминание его среди «людей Писания», обратившихся в ислам, исследователи считают недостоверным. Вахб ибн Муннабих ибн Камил ибн Сайадж прославился как один из образованнейших людей своего времени, прекрасный знаток Библии, иудейских и христианских преданий. Приводимые им этимологии имён библейских патриархов, а также переведённые на арабский подлинные цитаты из Священного Писания показывают, что он владел древнееврейским и сирийским языками. При этом не проявлял интереса к эпиграфике древнего Йемена, которая, по мнению исследователей, чётко ассоциировалась у него с язычеством. Знание сирийского языка, а также ссылки на евангельскую традицию свидетельствуют о принадлежности его предков (вероятно, по материнской линии) к южно-аравийским христианам. Во многом благодаря Вахбу ибн Муннабиху ибн Камилу ибн Сайаджу их культурное наследие обогатило мусульманскую традицию. Приблизительно из десяти приписываемых ему произведений сохранились до настоящего времени история царя Давида, книга о походах Мухаммада, а также предание о царях Химьяра в переработке ибн Хишама, так называемая Книга диадем. Вахбу ибн Муннабиху ибн Камилу ибн Сайаджу также приписывается первоначальная версия мусульманской псевдо-Псалтири Давида (Забур Дауд), составленной в подражание Корану. Часто Вахб ибн Муннабих ибн Камил ибн Сайадж выдавал за отрывки из древних пророческих книг благочестивые изречения, сочинённые другими или даже им самим. Отсюда явно фантастические сведения о 92 писаниях, с которыми он ознакомился. Вахб ибн Муннабих ибн Камил ибн Сайадж вёл благочестивый образ жизни и был твёрд в вере. Обратил в ислам йеменского христианина Гавриила, у которого изучал Евангелие. Был имамом (настоятелем мечети) жителей Саны, а при халифе Умаре II (717–720 гг.) занимал в этом городе пост кади (мусульманского судьи). Интересовался богословскими вопросами: из кадарита (сторонника свободы воли) стал приверженцем абсолютного Божественного предопределения, ссылаясь при этом на писания иудеев и христиан. Скончался после побития палками, к которому его приговорил йеменский наместник. Могила Вахба ибн Муннабиха ибн Камила ибн Сайаджа, расположенная рядом с соборной мечетью Саны, почитается до настоящего времени.

 
PR-CY.ru