ВОРОБКЕВИЧ Исидор Иванович - Страница 2

Много вокальных произведений создано им на слова украинских поэтов Тараса Григорьевича Шевченко, Юрия Федьковича, Ивана Франко, Якова Головацкого, Маркияна Шашкевича. Духовно-музыкальное творчество И.И. Воробкевича включает несколько циклов литургии (на церковнославянском, румынском, греческом языках), отдельные неизменяемые и праздничные песнопения, хоры на стихи псалмов (в частности, для исполнения их в составе кафизм, номера которых отмечены И.И. Воробкевичем в рукописях). «Литургия» И.И. Воробкевича для детского хора (1877 г.) была одобрена архиепископской консисторией в 1879 г. «к обучению в народных школах, якоже и к пению во церквах епархиальных» (Институт литературы имени Т.Г. Шевченко Национальной Академии Украины). Некоторые сочинения были созданы И.И. Воробкевичем по случаю памятных дат, общественных событий, торжеств (посещение Черновицкой духовной семинарии священноначалием или коронованными особами и другими лицами), заупокойных треб. Им также был сочинён ряд песен, хоры на стихи псалмов на церковнославянском и румынском языках, песнопения мессы на латинском языке и др. Преобладающая часть духовных произведений И.И. Воробкевича, по мнению исследователей, предназначена для четырёхголосного мужского хора, состав которого типичен для семинарий (согласно обозначению И.И. Воробкевича, это первый и второй басы и первый и второй тенора), меньшая часть – для смешанного трёх- или четырёхголосного хора. Исследователи отмечают, что хоровой стиль И.И. Воробкевича близок к стилю композиторов перемышльской школы (Михаил Михайлович Вербицкий, Иван Андреевич Лавровский и др.). Тональные планы циклов разнообразны, песнопения одного цикла часто написаны в родственных тональностях, при этом рядом с названием цикла (если таковое присутствует) ведущая тональность часто не обозначена. Исследователи отмечают, что фактура хоров И.И. Воробкевича опирается на движение вертикальными созвучиями переменного состава (аккорды, интервалы, унисоны). В начале произведений или их разделов И.И. Воробкевич часто использует одноголосное или узкообъёмное звучание (тенора и басы в унисон или терцию), что связано с устной народной украинской традицией церковного «простопиния». Мелодические линии нередко имеют выразительный звуковысотно-ритмический рельеф, близкий в большей степени к рельефу народной песни, чем традиционных церковных напевов. В развёртывании хоровой ткани возможны задержание тона в одном голосе, имитационные переклички голосов, охват четырьмя голосами значительного высотного диапазона. Сложное полифоническое письмо стилю И.И. Воробкевича не присуще; степень технической сложности соответствует уровню руководимых И.И. Воробкевичем семинарского и любительских хоров. Выразительность (нередко экспрессивность) мелодики, опора на традиционную фактуру способствовали широкой известности сочинений И.И. Воробкевича на Западной Украине (не только на Буковине) в его время. Духовное хоровое творчество И.И. Воробкевича в отличие от светского не исследовано, рукописи рассредоточены в фондах различных архивов, бoльшая часть – в Институте литературы имени Т.Г. Шевченко Национальной Академии Украины.



 
PR-CY.ru