ВАНСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ

ВАНСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ – иллюминированная рукопись XII–XIII вв.; выполнена на пергамене (размер 29х21; 274 листа) письмом нусхури в два столбца. Редакция текста принадлежит Георгию Святогорцу (1009–1065 гг.). В XIV–XV вв. Ванское Четвероевангелие хранилось в Шоратском монастыре св. Георгия (Месхети), в XVIII в. – в церкви Архангела села Вани (Имеретия, провинция в Западной Грузии), в XIX в. – в Гелатском монастыре, откуда В. Беридзе доставил его в музей при Сионском соборе в Тбилиси, в настоящее время хранится в Институте рукописей имени Корнелия Кекелидзе Академии Наук Грузии. На листе 272v сохранилась надпись, выполненная переписчиком Иоанном письмом мхедрули, характерным для более позднего периода, сообщающая о том, что Ванское Четвероевангелие было переписано им в Константинополе по заказу царицы Тамары (названа переписчиком святой) в грузинском монастыре Романа, расположенном вблизи Константинополя. Ниже, на том же листе, следует приписка на греческом языке, свидетельствующая, что рукопись украсил мастер Михаил Коресский. Рукопись богато украшена таблицами канонов, заставками, миниатюрами, занимающими целый лист, с изображениями четырёх евангелистов, епископов Евсевия Кесарийского и Карпиана. На титульном листе изображён в центре Христос, Который благословляет стоящих по сторонам евангелистов. В верхней части двухъярусных, заключённых в единую орнаментальную раму миниатюр с изображением каждого из евангелистов представлена одна из сцен двунадесятых праздников: над Матфеем – «Рождество Христово», над Марком – «Крещение», над Лукой – «Благовещение», над Иоанном – «Сошествие во ад». Таким образом, первые три сцены праздников иллюстрируют начало евангельского текста, последняя завершает цикл сюжетов, представляющих земную жизнь Христа. Евангелисты изображены сидящими за столиками, епископы Карпиан и Евсевий – со свитками в руках. Текст каждой главы Ванского Четвероевангелия начинается зооморфическим инициалом. Над столбцами и на базах четырёх канонов помещены символические изображения 12 месяцев года. Миниатюры и декоративные украшения выполнены на высоком профессиональном уровне. Живописная техника многослойна и напоминает образцы, сделанные в эмали, краски густые и непрозрачные. По технике живописи, манере исполнения, характеру орнамента рукопись во многом сходна с греческими рукописями того же периода (например, греческие Четвероглавы – Исторический музей). Деревянный переплёт Ванского Четвероевангелия обтянут узорчатой тканью. По мнению Никодима Павловича Кондакова и Евфимия (Эквтиме) Семёновича Такайшвили, Ванское Четвероевангелие первоначально имело чеканный оклад с композициями «Распятия» (на лицевой стороне), «Сошествия во ад» (на оборотной) и поясными изображениями четырёх евангелистов (на корешке), несохранившийся оклад XVII в. был создан по заказу семьи Чиджавадзе.

 
PR-CY.ru