ТУЛУЗ-ЛОТРЕК-МОНФА Анри де Мари Раймон

ТУЛУЗ-ЛОТРЕК-МОНФА Анри де Мари Раймон (1864–1901 гг.) – французский художник-постимпрессионист, мастер графики и рекламного плаката, граф из рода Тулуз-Лотреков. Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Его родители, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек-Монфа и графиня Адель Тапье де Селейран, расстались вскоре после смерти младшего сына Ришара в 1868 г. После развода родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск и в поместье Селейранов недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку. После завершения Франко-прусской войны в 1871 г. Тулуз-Лотрек переселяется в Париж – город, который изменит жизнь художника, станет вдохновением и сильно повлияет на его творчество. Анри де Тулуз-Лотрек на протяжении всей жизни был близок с матерью, которая стала главным человеком в его жизни, особенно после трагичных случаев, подорвавших его здоровье. Отец в обществе был известен как эксцентричная личность, часто менял место жительства, отчего пострадало образование Анри. Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени». Однако именно благодаря отцу, который любил развлечения, Анри с ранних лет познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком (впоследствии тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в его творчестве). В возрасте 13 лет, в мае 1878 г., Анри, вставая с кресла, сломал шейку бедра левой ноги. В августе 1879 г. упал в канаву и получил перелом шейки бедра правой ноги. После этого случая ноги перестали расти и оставались на протяжении всей жизни художника длиной 70 см. Скорее всего, кости медленно срастались, и рост конечностей остановился по причине наследственного заболевания – бабушки Анри приходились друг другу сёстрами. Физический дефект лишил Анри де Тулуз-Лотрека возможности заниматься подобающими его возрасту занятиями. Семья с трудом перенесла несчастье – Анри, единственному сыну в знатном аристократическом роду, был преграждён путь в военные, он также не мог присутствовать на балах и выезжать на охоту. Кроме того, вероятность, что Тулуз-Лотрек найдёт себе достойную пару и сможет продолжить род, сильно уменьшилась. Свой маленький рост Тулуз-Лотрек компенсировал потрясающим чувством юмора: художник был приятным собеседником, а, говоря о своём недуге, часто прибегал к самоиронии. Он говорил, что если бы не травмы, он бы с удовольствием стал хирургом или спортсменом. В его студии была поставлена машина для гребли, на которой Анри де Тулуз-Лотрек любил упражняться. Единственный вид спорта, который был под силу художнику, – это плавание. В любви ему не везло, низкий рост (152 см) и внешность инвалида вызывали насмешки, все его серьёзные романы заканчивались неудачно. Тулуз-Лотрек был известным ценителем алкоголя, он популяризовал коктейли. Ему приписывают изобретение коктейля «Землетрясение», в котором коньяк пополам смешивается с абсентом, хотя такая смесь была известна и до него. Умер он от алкоголизма и сифилиса в родовом замке на руках матери, не дожив до 37 лет. Вдохновлялся искусством импрессионистов, в особенности творчеством Поля Сезанна (1839–1906 гг.), Эдгара Дега (1834–1917 гг.), и японскими гравюрами. В 1882 г. приехал в Париж, а в 1884 г. обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан (1851–1925 гг.), танцор Валентин Бескостный (Валентин ле Дезоссе; 1843–1907 гг.), певица Иветта Гильбер (1865–1944 гг.). За короткую творческую жизнь Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, несколько керамик и витражей. При его жизни критики были, в основном, настроены недоброжелательно по отношению к художнику и его творчеству. Признание к нему пришло через несколько лет после смерти. Картины: «В цирке “Фернандо”» (1888 г.); «В “Мулен Руж”» (1892 г.); «Аристид Брюан» в “Амбассадер”» (1893 г.); «Салон на улице Мулен» (1894–1895 гг.); «Прачка» (1884 г.); «Гладильщица» (1885 г.); «Танец в “Мулен Руж”» (1889–1890 гг.); «Портрет Винсента ван Гога» (1887 г.), пастель; «Канатная плясунья» (1899 г.).

 
PR-CY.ru