ТЕРТУЛЛИАН Квинт Септимий Флоренс - Страница 4

Весь этот комплекс идей, который позднее, в Средневековье, задаст оппозицию таких способов Богопознания, как мистика и схоластика, и сформулирует проблематику христианской теологии на всём протяжении её эволюции. И хотя он выражен фигурально, но адекватно осмыслен Тертуллианом: «Что общего у Афин и Иерусалима? У Академии и церкви?» – и точно схвачен в известном тезисе «верую, ибо абсурдно». Рациональные способы, по его убеждению, неприменимы к делам веры: «Распят сын Божий – не стыдно, ибо постыдно. И умер сын Божий – это вполне достоверно, ибо нелепо. Погребённый, он воскрес – это верно, ибо невозможно». Мистический опыт актуализирует глубинные проявления человеческой души, позволяя им реализовать себя сквозь все напластования внешней рациональности (в зрелой мистической традиции это фиксируется термином «глоссолалия», обозначающим автоматическую речь экстатирующего мистика с включением слов, не существующих ни в одном известном языке). Эти непроизвольные восклицания, неконтролируемые вскрики и речевые формулы спустя полторы тысячи лет основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856–1939 гг.) обозначит как бессознательные оговорки. Предвосхищая кантовскую оппозицию разума и рассудка, Тертуллиан, отказывая абстрактному теоретизирующему разуму в способности постижения истины, тем не менее, вполне уверенно апеллирует к практическому «естественному» рассудку, моделируя учение о Боге. Именно Тертуллиан ввёл также в латинскую теологию множество таких терминов и понятий, как, например, sacramentum (таинство), praescintia (промысел), ptovidentia (провидение), первым употребил по отношению к Богу предикаты trinitas, persona, substantia, выработал тринитарную (единство субстанции в трёх единосущных лицах, т.е. ввёл принцип триединства Бога и сам термин «Троица») и христологическую (совмещение в личности Иисуса Христа двух природ, те. ввёл понятие Божьих ипостасей) формулы. Его эмпирическая ориентация, проявившаяся в трактовке Богопознания с приоритетным вниманием к мистическому опыту, в сфере позитивной теологии оборачивается своего рода предтечей реализма – установкой, согласно которой все сущности наделены особым телом как формой существования, в том числе и душа как «тело особого рода»; Бог также мыслится Тертуллианом в этом плане как «тело, которое, впрочем, есть дух» (эта формулировка стала базовой для идеи трансцендентности Бога миру). Его идеи были использованы в последующей христианской теологии, хотя некоторые положения (элементы субординационизма, телесность Бога и души, традуцианизм и др.) были признаны неканоническими. В одном из своих трактатов Тертуллиан доказывает, что преследование христиан со стороны государства не оправдывается законами самого государства, причём ссылается на известное письмо императора Траяна (98–117 гг.) к историку Плинию Младшему (61/62 – около 114 гг.), запрещающее розыск христиан: возводимые на христиан обвинения в тайных преступлениях ни на чём не основаны, а язычники, преследующие христиан за непочитание богов, в своих богов сами больше не верят. Он утверждает, что мнение, распространённое среди язычников, будто все несчастья в истории объясняются ролью христиан, – ложно. Тертуллиан подчёркивал, что христианство не имеет политического характера и потому не может рассматриваться как антиправительственная секта. По его мнению, прямое доказательство истинности христианства заключается в нравственном возрождении людей, принявших христианство. Соч. на рус. яз.: Избранные сочинения. М., 1994; Апология // Отцы и учители церкви III в.: Антология. Т. 1. М., 1996.



 
PR-CY.ru