СИМЕОН

СИМЕОН (или Симон) – апостол из числа семидесяти, сродник Господень, сын Клеопы, брата Иосифа Обручника, самовидец Иисуса Христа, лично слушавший Его учение. По мнению одних (пролог, 18 сентября), Симеон, причисленный к 70 апостолам, был сыном Иосифа Обручника и братом Иакова Праведного и принадлежал к братьям Господним (Мф. 13:56; Мк. 6:3). По другим – Симеон (Симон) от 70 апостолов был сыном Клеопы и Марии и племянником Иосифу Обручнику (последнее мнение принято православной восточной церковью). Димитрий, Ростовский митрополит о двояком наименовании Симеона в Четьи Минеи под 27 апреля (в своих комментариях) пишет: «В этот день и месяц в Прологе написано: “потому и называется блаженным, что получил два имени Симон и Симеон”. Но иной был Симон, а иной Симеон. Симон был сыном Иосифа и родным братом Иакова – брата Господня. Симеон же, как уже было сказано – сын Клеопы, двоюродный брат Иакова и потому – родственник Господень, причтённый к семидесяти апостолам. По всей видимости, Симон сын Иосифов не числится в апостолах. Известно от евангелиста Иоанна: “Ибо и братья Его не веровали в Него” (Ин. 7:5). Феофилакт говорит, что под братьями здесь следует понимать детей Иосифовых, которых евангелист Матфей называет по имени: Иаков, Иосия, Симон и Иуда (Мф. 13:55). Очевидно, что впоследствии они уверовали в Него: Иуда (он же Фаддей) стал одним из 12-ти апостолов, Иаков – первый из 70-ти, Иосия тоже один из 70-ти. Нам кажется, что Симон или не принял апостольского призвания, или он преставился ещё перед тем, как апостолы разошлись на проповедь по всей Вселенной, как апостол Павел пишет в первом послании к Коринфянам в 15-й главе, что многие очевидцы до сих пор живы, а некоторые и почили (1 Кор. 15:6)». В Западной церкви Иосиф Обручник считается девственником и именуемые братьями Господними (Иаков, Иосия, и Симон) считаются сыновьями младшего брата Иосифова Клеопы и Марии, упоминаемой в числе жён-мироносиц. Эта Мария у Иоанна называется Клеоповою, по мужу, а у евангелиста Матфея и Марка – Иаковлевою и Иосиевою по своим сыновьям. Мнение о братьях Господних, как сыновьях Клеопы и Марии, обосновывается на свидетельстве Иеронима Стридонского (т. IV. стр. 112–113). Есть мнение (Дорофей), что Клеопа и Симеон – одно и то же лицо, смешение в одно отца и сына, по западному верованию; или дяди с племянником, по восточному преданию. Но святитель Димитрий замечает (под 4 января в соборе семидесяти апостолов): «Довольно изъявлено, яко ин бе Клеопа, а ин Симеон. Клеопа отец Симеонов, а Симеон сын Клеопов, Господень не племянник, а сродник, аки бы брать двоюродный». Есть ещё мнение, по которому Емаусский спутник Иисуса Христа, не поименованный евангелистом Лукой, был Симон или Симеон (Ориген в сочинении «Против Цельса»).

 



 
PR-CY.ru