РЕФОРМАЦИЯ

РЕФОРМАЦИЯ (от лат. «reformation» – «преобразование», «исправление») – религиозное, общественно-политическое и идеологическое движение в Западной Европе в XVI в., направленное против злоупотреблений католической иерархии во главе с папой Римским, стремившееся к очищению церковного строя и христианского вероучения и имевшее последствием образование протестантских церквей. Это – одно из крупнейших событий всемирной истории, именем которого обозначается целый период истории Нового времени, охватывающий XVI и первую половину XVII вв. («реформационный период», 1517–1648 гг.). Хотя это событие часто называется более определённо религиозной (или церковной) Реформацией, но в действительности оно имело гораздо более широкое значение, являясь важным моментом как в религиозной, так и в политической, культурной и социальной истории Западной Европы. Сам термин «Реформация», которым в XVI в. стали обозначать почти исключительно церковные преобразования, совершавшиеся в то время, первоначально, в XV в., прилагался вообще ко всякого рода государственным и общественным преобразованиям. Например, в Германии перед началом реформационного движения были в большом ходу проекты подобных преобразований, носившие названия «реформация Сигизмунда», «реформация Фридриха III» и т.п. В XVI в., когда религиозные вопросы и церковные споры выдвинулись на первый план, термин «Реформация» получил более узкий смысл. То же самое случилось и с изучением реформационного движения. Современники, писавшие об этом событии в разных странах, всегда были сторонниками одного из боровшихся между собой вероисповеданий и смотрели на события, главным образом, с церковной точки зрения, которая и утвердилась в последующей историографии реформационного движения. Лишь в середине XIX в. религиозная Реформация стала изучаться с более широкой точки зрения. Почин в этом отношении был сделан немецкими учёными, обратившими особое внимание на политическую, культурную и социальную сторону немецкой Реформации первой половины XVI в. В своей «Немецкой истории в эпоху Реформации» (1839–1847 гг.) Леопольд фон Ранке (1795–1886 гг.) выдвинул на первый план политическое значение немецкой Реформации. Одновременно с ним Карл Гаген (1810–1864 гг.) в своих «Литературных и религиозных отношениях Германии в эпоху Реформации» (1841–1844 гг.) изобразил её культурную сторону в связи с другим движением эпохи – гуманистическим. Наконец, тогда же Вильгельм Циммерман (1807–1878 гг.) положил начало изучению Реформации с социальной точки зрения, написав «Историю крестьянской войны в Германии». С оживлением интереса к экономической истории и появлением так называемого экономического материализма, стали обращать специальное внимание и на экономическую сторону Реформации. Таким образом, было признано, что она была явлением очень сложным, а её причины не могут быть сведены, как это делалось прежде, к безнравственности католического духовенства или вообще к так называемой «порче церкви». Как событие важное и в политическом, и в культурном, и в социальном отношениях, Реформация в истории Нового времени может быть сопоставлена только с Французской революцией (исследователи даже всю историю Нового времени делят на реформационный и революционный периоды). Если Новейшая история Западной Европы начинается с Великой Французской революции 1789 г. (по отношению к которой весь XVIII век является эпохой подготовки), то и Реформация, с одной стороны, наложила неизгладимую печать на всю историю XVI и первой половины XVII вв., а с другой – готовилась всей историей XV и даже XVI вв. Сложные причины, породившие Реформацию, исследователи сводят к трём категориям. Во-первых, она была движением чисто религиозным, крупным событием в истории западного христианства, как вероучения, так и церковной организации. С этой стороны в её основе лежала оскорблявшаяся «язычеством вавилонской блудницы» совесть верующих, не терпевшая ига власти «антихриста», как выражались в XVI в. о Римской церкви и о папе. Заявленными целями Реформации были «возвращение христианства к апостольским временам» посредством «очищения веры от людских выдумок» и «освобождение духа от мертвящей буквы предания».

 



 
PR-CY.ru