РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 5

Это, в свою очередь, предполагало непогрешимость папских вероопределений. В сущности, это давно молча допускалось, но открыто не выражалось. Противодействие новым планам вышло, главным образом, из Германии. Однако оно не остановило Пия IX, и 24 апреля 1870 г. на первом Ватиканском соборе определение о непогрешимости было принято единогласно 667 голосами. Германский католицизм выделил сильную партию протестующих старокатоликов. Однако преемники Пия IX не изменили направление его политики; папство становится всё неуступчивее и притязательнее. В 1879 г. папа Лев XIII (1878–1903 гг.) канонизировал доктрину «ангельского доктора» Фому Аквинского. В 1910 гг. Пий X (1903–1914 гг.) потребовал, чтобы doctor in scriptura sacra (Священного Писания) всецело одобренным Римом принципам и постановлениям, изданным, издаваемым или имеющим быть изданными (в 1907 г. из церкви были выведены модернисты). Именно упорство Ватикана вызвало отделение церкви от государства во Франции в 1905 г. Отношениям между Римско-католической церковью и Восточной церковью, обострившихся со времени патриарха Фотия I Великого (858–867, 877–886 гг.) и закончившихся разделением церквей, искали оправдания в догматических и обрядовых различиях, свойственных той и другой. Востоку очень долго приходилось ограничиваться указанием второстепенных незначительных отступлений (в Древней Руси, например, католикам ставилось в вину, главным образом, употребление в евхаристии опресноков вместо квасного хлеба). В Новое время русские курсы догматического богословия имели большое сходство с католическими системами и были написаны большей частью по католическим образцам. Расхождение с Римско-католической церковью православные богословы усматривают преимущественно в учении об исхождении Святого Духа «и от Сына» (filioque), в учении о непорочном зачатии Девы Марии и в учении о главенстве римского епископа. Определения первого Ватиканского собора по этому вопросу гласят: римский первосвященник есть преемник св. Петра, князя апостолов, и истинный наместник Христа, глава всей церкви, отец и учитель всех христиан: он обладает полной и верховной властью (юрисдикцией) во Вселенской церкви. Определение Собора гласит: римский первосвященник, когда говорит с кафедры (т.е. когда при отправлении своих обязанностей пастыря и учителя всех христиан своей верховной апостольской властью определяет  учение о вере и жизни для всей церкви), то обладает непогрешимостью; и посему определения римского первосвященника неотменяемы сами по себе, даже и без единодушного согласия церкви. Дальнейший путь расхождения – учение о спасении и оправдании. Римско-католическая церковь (одинаково с Восточной) источниками вероучения признаёт Священное Писание и Священное Предание, как содержащие в себе божественное Откровение. Но в учении о Священном Писании Римско-католическая церковь не делает различия между каноническими и неканоническими книгами Священного Писания и признаёт все книги, содержащиеся в латинской Библии (Вульгате), каноническими, т.е. боговдохновенными, источниками веры. Отрицающих боговдохновенность тех книг, за которыми Восточная церковь такого происхождения не признаёт, Тридентский собор предал анафеме. Затем Римско-католическая церковь, со времени папы Иннокентия III (1198–1216 гг.), мнение которого утверждено многими позднейшими буллами, запрещает чтение Библии мирянам, чтобы не пробуждать в простых людях духа исследования и критицизма. Признавая Священное Предание за равносильный Священному Писанию источник церковного учения, Римско-католическая церковь на практике усиливает значение первого в сравнении с учением о нём древней церкви, признавая его источником «более обильным», чем Священное Писание. Кроме того, наряду со Священным Преданием, ведущим своё начало от Иисуса Христа и апостолов и нашедшим себе место в вероопределениях и канонах вселенских и поместных Соборов, поставляет, как равное ему, церковное предание, хранящееся в практике поместных церквей. На этом Римско-католическая церковь основала часть своих догматов, для которых нет оснований в Священном Писании, тогда как по учению неразделённой церкви Священное Писание содержит в себе всю полноту Божественной истины, которая познается в нём при руководстве Священного Предания: церковь лишь хранит и выясняет божественное и апостольское учение и не может возводить на степень догматов предания, не восходящие бесспорно к апостольским временам.

 



 
PR-CY.ru