ПАИСИЙ - Страница 2

Когда гостивший в Москве Иерусалимский патриарх Паисий указал Алексею Михайловичу и Московскому патриарху Иосифу (1642–1652 гг.) на многие отступления московского богослужения от чинов и обрядов Восточной церкви и в особенности на неправильность двуперстия в крестном знамении, было решено послать на Восток знающего человека, который изучил бы там эту проблему. Поручение было возложено на иеромонаха, келаря Троице-Сергиевой лавры Аресения Суханова (1600–1668 гг.). Вместе с Паисием он в июне 1649 г. выехал в Яссы, побывал на Афоне и, вернувшись (в декабре) на родину, представил в Посольский приказ статейный список (отчёт) о своём путешествии, к которому приложил ещё «IIpeния о вере» с афонскими старцами. 26 января 1650 г. он снова выехал из Москвы в Яссы, а оттуда в Терговищский монастырь, где узнал о сожжении на Афоне книг, отпечатанных в Москве и признанных еретическими. В апреле–июне 1650 г. между ним, патриархом Паисием, митрополитом Власием и сопровождавшими их духовными лицами состоялись четыре диспута по догматическим и богослужебным вопросам. 24 февраля 1651 г. Аресений Суханов предпринял второе путешествие на Восток, посетил Константинополь, Хиос, Родос и другие острова греческого архипелага, побывал в Египте, в Иерусалиме и через Малую Азию и Кавказ вернулся (27 июня 1653 г.) в Москву. Представленный царю отчёт он назвал «Проскинитарием», т.е. «Поклонником». После 1653 г. на основе «Прений» и «Проскинитария» Аресений Суханов создал религиозно-публицистический трактат «О чинах греческих вкратце», а в 1654 г. вывез с Афона и других мест 700 драгоценных рукописей, ставших с тех пор украшением Московской синодальной библиотеки (его рукописи и книги поступили в библиотеку Ново-Иерусалимского монастыря). В своих отчётах Аресений Суханов описывает мрачными красками испорченность восточного духовенства, его приниженность и угодливость. Вместо того чтобы скорбеть об упадке Восточной церкви, стонавшей под тяжким турецким игом, он с каким-то злорадством отмечает, что вера-де испортилась не у нас, а на Востоке. Вопрос о крестном знамении составляет главное содержание «Прений». По словам Аресения Суханова, афонские старцы не могли привести ни одного сколько-нибудь веского довода против двуперстия. Его сочинения дали староверам сильное оружие против новшеств Никона и получили широкое распространение в раскольничьей среде, где, впрочем, подверглись многочисленным искажениям». В письме иерусалимского архимандрита Иоасафа 1658 г. царю Алексею Михайловичу сообщалось об арестах в Константинополе греческих купцов, которые будто бы готовили для русского государя «сайдак», «лахань да рукомойник залотые» и «площеницу во образец знамения». Возможно, речь здесь идёт о царском саадаке с греческими надписями из Оружейной палаты. Послание ставило в связь конфискации товаров и опасность репрессий со слухами о том, что Иерусалимский патриарх Паисий решил переделать свою митру в венец для русского царя. Из-за этой молвы патриарх был подвергнут заключению и едва избежал казни, хотя (по утверждению автора «Истории иерусалимских патриархов» Досифея Иерусалимского) на самом деле святитель лишь снимал драгоценные камни с митры, намереваясь переделать её из «московской короны» (т. е. митры) в «византийскую». История с митрой, по мнению исследователей, свидетельствует о том, что патриарх Паисий, опасаясь «преследований турецкими властями греков – сторонников России... решает избавиться от наиболее яркого свидетельства отношений Иерусалимского патриархата с Москвой – “московской короны с драгоценными камнями”».

 



 
PR-CY.ru