ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ СОБОР - Страница 3

Значительная часть витражей выполнена в середине XIX в. Главный витраж (роза над входом в собор) – частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 м в диаметре). В центре – Богоматерь, вокруг – сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах – по 13 м в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белыми, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые. К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все витражи представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю. В неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза. Не только витражи, но и собор мог не дойти до наших дней: у масонов – руководителей французской революции и у возглавляемой ими толпы Нотр-Дам де Пари вызывал особую злобу, поэтому он и пострадал значительно больше других соборов Франции. Сильно повреждённое в годы революции древнее здание с конца XVIII в. пришло в упадок, и в те годы, когда Виктор Гюго писал роман «Собор Парижской Богоматери», храму угрожало полное разрушение. Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. В часовнях, расположенных в правой части собора, – картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая. Паникадило (люстра) собора выполнено из посеребренной бронзы по рисунку Виоле Ле Дюка взамен переплавленного в 1792 г. (в 2007 г. взято на реставрацию). Большой колокол (звучащий в тоне фа-диез) звонит очень редко. Остальные колокола звонят в 8 и в 19 часов. Каждый из них имеет своё имя: Angelique Françoise, весом 1765 кг (до-диез); Antoinette Charlotte, весом 1158 кг (ре-диез); Hyacinthe Jeanne, весом 813 кг (фа); Denise David, весом 670 кг (фа-диез). Каменные фигуры выстроены в ряд между порталами и ярусом с окнами-розами. Те, что находятся сейчас, выполнены в XIX в. и изображают царей из Ветхого Завета (раньше на этом месте находились средневековые статуи французских королей; во время Революции они были скинуты и обезглавлены). В 1977 г. при проведении работ под одним из домов часть статуй была обнаружена. Оказалось, что во время Революции один хозяин дома их выкупил якобы для фундамента, а на самом деле захоронил их со всеми почестями и возвёл на этом месте свой дом.

 



 
PR-CY.ru