ПЁТР

ПЁТР – Константинопольский патриарх (654–665/666 гг.). Когда на Римский престол под давлением экзарха, не дожидаясь смерти папы Мартина I (649–655 гг.), был избран Евгений I (654–657 гг.), он направил в Константинополь сообщение о своем избрании и получил в ответ послание нового Константинопольского патриарха Петра, составленное в очень неопределенных и преднамеренно усложненных выражениях, чтобы избежать прямого ответа по главному предмету догматических разногласий. В это время христианский мир сотрясал монофелитский спор, и масло в огонь подлил так называемый «Типос о вере» императора Константина III (Константа; 642–668 гг.), внука императора Ираклия,  который хотя и имел характер эдикта, но представлял собой догматический трактат. Император заявлял, что ему известны волнения, происходившие в церкви: одни признают единую волю во Христе, утверждая, что один и тот же совершает и Божеские, и человеческие действия; другие признают две воли и два действия; первые исходят из понятия о Христе как едином по ипостаси, вторые – из понятия о двух естествах, неизменно сохраняющих свои свойства. Император своим эдиктом повелевал, чтобы его подданные не заводили споров друг с другом ни об одной воле, ни о двух: нужно держаться того status quo, которое было в церкви ранее. Виновникам споров объявлялась амнистия, но тем, которые станут спорить впредь, эдикт угрожал низложением, отставкой от должностей, конфискацией, телесным наказанием и ссылкой. Исследователи готовы признать, что папа Евгений I был готов пойти на компромисс и признавать во Христе и одну волю (ипостасную), и две воли (естественные), и одно действие, и два действия, а его апокрисиарии вступили в общение с Константинопольским патриархом, превысив тем самым свои полномочия. В своем послании патриарх довольно прикровенно излагал учение о трех волях во Христе, поэтому клир и народ не выпустили папу из церкви, пока он не дал обещание отвергнуть послание Петра. После обсуждения послания на соборе, созванном понтификом в Риме, было решено осудить послание патриарха, о чем Евгений I уведомил Константинополь. Обстановка вновь накалилась, и в Риме ждали новых репрессий со стороны Константинополя. Но в это время Евгений I скончался, а спор о волях во Христе продолжался и при его преемниках.

 
PR-CY.ru