ПАРМИДЖАНИНО Франческо - Страница 2

Творческое формирование Пармиджанино завершилось в Риме, где наибольшее впечатление на него произвели работы флорентийского маньериста Россо, его экспрессивный, усложненный язык поз и жестов, стремительных ракурсов, динамика ритмического рисунка. Но неистовость и экстравагантность языка Россо претворяется у Пармиджанино в своеобразную гармонию струящихся, плавных, полных одухотворенной динамики и легкости линий, грацию удлиненных, хрупких силуэтов фигур, прихотливую игру змеящихся складок одежд, изысканность жестов рук с длинными, тонкими пальцами, скользящую плавность самых вычурных и сложных движений. Гармонической составляющей этого утонченного стиля является холодный, светлый колорит. Стиль Пармиджанино получил законченное выражение в его Мадоннах, воплощающих своеобразный идеал утонченной, одухотворенной, несколько манерной и холодно-чувственной красоты: Мадонне со св. Иеронимом (Видение св. Иеронима, 1526–1527 гг., Лондон, Национальная галерея), Мадонне со святыми (1527–1529 гг., Болонья, Национальная пинакотека), Мадонне с розой (около 1528–1530 гг., Дрезден, Картинная галерея), Мадонне со св. Захарией (около 1530 г.) и парадоксально решенной Мадонне с длинной шеей (около 1535 г., обе – Флоренция, галерея Уффици), Мадонне со св. Стефаном и Иоанном Крестителем (около 1539–1540 гг., Дрезден, Картинная галерея). В более классическом стиле выполнены декоративные росписи свода церкви Санта Мария делла Стекката (1531–1539 гг., Парма). Значительное место в творчестве Пармиджанино занимает портретный жанр. Начав карьеру портретиста юношеским автопортретом (около 1523 г., Вена, Музей истории искусства), имитирующим отражение в выпуклом металлическом зеркале, он создал целую галерею портретов современников, решенных более традиционно и сдержанно, в величаво-спокойной манере, и в то же время проникнутых характерной для маньеристического портрета внутренней неуверенностью, меланхолией или нервной напряженностью, скрытой за маской холодной замкнутости: Граф Джангалеаццо Сан Витале (1524 г., Неаполь, Национальный музей и галереи Каподимонте); так называемый «Автопортрет» (около 1527–1528 гг., Флоренция, галерея Уффици); Женский портрет (около 1531 г., Вена, Музей истории искусства); Антея (около 1534–1535 гг., Неаполь, Национальный музей и галереи Каподимонте) и др. Пармиджанино был блестящим рисовальщиком, предпочитавшим жанр незаконченного рисунка, наброска, непосредственно и живо, с утонченным артистизмом воплощавшего создания изменчивой фантазии художника. Эти рисунки отличают выразительность прерывистой, беглой линии, живописное противопоставление пятен светотени, иногда обозначающих формы как бы намеком. Сходные черты определяют и его гравюры. Художник предпочел традиционной технике резцовой гравюры офорт с его живописными возможностями, способностью оперировать свободной, прерывистой линией, передавать сложную игру света и теней, сообщать изображенному зыбкость и невесомость. Ряд рисунков Пармиджанино был растиражирован ксилографом У. да Карпи (около 1480–1532 гг.), работавшим в технике цветной гравюры на дереве (кьяроскуро).



 
PR-CY.ru