ПАСХА - Страница 3

Спор продолжался до Никейского Вселенского собора (325 г.), который, склоняясь на сторону римского мнения, определил (правило 7), чтобы Пасха праздновалась христианами непременно отдельно от иудеев и непременно в день воскресный, следующий за полнолунием (после весеннего равноденствия). Для более точного определения дня Пасхи на каждый год были сделаны специальные таблицы – пасхалии (соответствующие постановлениям Никейского собора). Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» говорит, что большая часть малоазийских церквей подчинилась определению собора, но были церкви, сохранявшие старинный обычай. Антиохийский собор 341 г. отлучил от церкви этих «иудействующих». От IV в. сохранились свидетельства, что обе Пасхи (crucification и resurrectionis) соединились и на Востоке, и на Западе вместе и продолжались каждая по семь дней, не считая самого дня Светлого Воскресения, которому праздник crucification предшествовал. Название «Пасха» стало присваиваться исключительно празднику Воскресения Христова не раньше, чем в V в., причем, чем дальше, тем торжественнее он стал совершаться. Светлое Воскресение получило название «царя дней», «праздника праздников», а его празднование сопровождалось внецерковными манифестациями, иллюминацией. В храме впервые в определенные моменты верующие, обращаясь друг к другу, восклицали: «Господь воскрес! Воистину воскрес!». Императоры по случаю праздника давали свободу заключенным в тюрьме, богатые граждане отпускали рабов; бедные получали помощь от правительства и частных лиц. Именно с V в. Христова Пасха становится единым праздником, которому предшествует строгий (в православии 7-недельный Великий) пост. Поскольку Пасха по важности благодеяний, полученных через воскресение Христа, является «праздником праздников и торжеством из торжеств», богослужение во время этого праздника отличается величием и необычайной торжественностью и проводится по особому чинопоследованию. Особенности этого чина (порядка): обилие каждения и света (зажигаются все лампады и паникадала со свечами, и все присутствующие на утрене имеют зажженные свечи); священнослужители облачаются в самые лучшие ризы и т.д. Богослужение начинается уже в Великую субботу, но во всей торжественности оно открывается на утрене. Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего пасхального торжества. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты воскресения Христова. Священнослужители, облачась во весь светлейший сан, с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря, чтобы встретить Христа вне храма, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима, и вместе с народом обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с зажженными свечами, выражая тем самым духовную радость. Шествие останавливается у затворенных западных ворот храма, как бы у дверей гроба Господня. И здесь священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Этот возглас троекратно повторяется священнослужителями и хором. Во время утрени, при словах: «Друг друга обымем, рцем, братие», – бывает целование. После утрени сразу совершаются часы (т.е. порядок служб) и литургия, при отверстых Царских вратах, которые открыты с начала заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия. Часы в день Пасхи состоят не из псалмов, а из пасхальных песнопений. На литургии, совершаемой в самые ранние часы, читается первое начало Евангелия от Иоанна (1:1–17) о божестве Иисуса Христа. Если литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на разных языках, в знак того, что большая часть народов на земле признают воскресшего Христа своим Богом и Господом. На вечерне в день Пасхи читается Евангелие о явлении Господа апостолам в вечер дня воскресения (ин. 20:19). Пасхальные песни принадлежат в основном Иоанну Дамаскину, составленные им на основании древних отцов церкви, преимущественно Григория Богослова, Григория Нисского и др.

 



 
PR-CY.ru