ПАВЕЛ - Страница 9

Тогда Павла отправили к прокуратору Антонию Феликсу. Тот, не зная, как решить его дело, и ожидая от него взятки, продержал его более двух лет в заключении. В 60 г. на место Феликса был назначен прокуратором Порций Фест. Иудеи стали требовать от него, чтобы он выдал им Павла для расправы, а Павел, будучи римским гражданином, в ответ потребовал суда императора. Уступив его желанию, прокуратор велел вести его в Италию. Это четвертое путешествие Павла сопровождалось многими приключениями: по пути корабль попал в сильный шторм и сел на мель возле острова Мальты, а Публий, управлявший островом, принял к себе всех потерпевших кораблекрушение. В то время его отец был тяжело болен – страдал от горячки и боли в животе. Павел молитвами и возложением рук исцелил его, после чего островитяне стали относиться к нему с большим почтением. Когда непогода улеглась, Павла отправили в Рим на другом корабле. Здесь ему позволили жить особо под надзором одного воина (к которому он был прикован цепью) и встречаться с кем пожелает. Так Павел прожил два года, поначалу проповедуя благую весть всем приходившим к нему иудеям, а потом и язычникам. О последних годах жизни апостола Павла известно очень мало. Источники не сообщают, каким образом ему удалось отвести от себя обвинения, но достоверно известно, что после двухлетнего пребывания «в узах» он обрел свободу. Сохранилось смутное предание, что из Рима он отправился далее на запад и некоторое время проповедовал в Испании, а также, возможно, в Галлии. На все ушло два или три года. Затем Павел снова оказался под стражей и был в оковах доставлен в Рим. Единственным свидетельством этого заключения остается его второе Послание к Тимофею, проникнутое ожиданием близкого конца. Павел писал: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный…» По древнему преданию, апостол Павел за распространение христианской веры был обезглавлен в Риме (как римский гражданин он был усечен мечом) во время правления императора Нерона (54–68 гг.) в 64 г. (или в 67–68 гг.). Значение апостола Павла для распространения христианства было огромным, и едва ли хоть кто-нибудь из его современников сделал на этом поприще больше. Благодаря ему новое вероучение было возвещено половине Малой Азии, Македонии и некоторой части Греции. Еще больше сделал он для развития христианского богословия. Именно благодаря апостолу Павлу христианство перестало быть просто сектой иудейства, но превратилось в полнокровную самостоятельную религию. Однако жизнь, миссионерская деятельность и Послания апостола Павла служили предметом не только для громадной богословской литературы, но и для полемических споров. Исследователи не всегда могут определенно сказать, что в его жизни и Посланиях было правдой, а что – вымыслом, легендой, поздними вставками. В частности, признавалось, что в раннем христианстве многое объясняется чудесами, а не рациональными доводами. Поэтому предполагается, что по пути в Дамаск (или до того) Савл мог вполне оценить возможности нового «сумасбродного» учения, которое способно было внести живую веру в уже охладевший иудаизм. В какой-то мере чудесное превращение Павла из гонителя христиан в их апостола по пути в Дамаск можно объяснить и его недугом – эпилепсией. Глубокий внутренний кризис, напряженные поиски выхода из него в сочетании с болезнью могли дать такой поворот в судьбе. Кроме того, как видно из его Послания к римлянам (гл. 7), Павел сознавал, что на пути к осуществлению предначертанного Законом идеала у него стояло очень серьезное препятствие – похоть, а чувство бессилия в делании добра было у него болезненным. Напрасно Павел старался насытить свою искавшую праведность душу напряжением деятельности, направленной на защиту Закона: ему не удалось потушить в себе точившую его сердце мысль о том, что с Законом спасения не достигнешь.

 



 
PR-CY.ru