ПАВЛИН

ПАВЛИН – епископ Антиохийский (около 330 г.), епископ города Тир (Финикия; не раньше 313 – около 330 гг.). Участник арианских споров на их начальном этапе. Основным источником сведений о Павлине являются труды епископа Кесарийского Евсевия Памфила, его близкого друга. Евсевий Памфил посвятил Павлину свою «Церковную историю», а также по его просьбе составил «Ономастикон», справочник библейских названий. В десятой книге «Церковной истории» Евсевий Памфил поместил свой панегирик в честь Павлина, написанный около 315 г. по случаю освящения новой христианской базилики в Тире, «самой прекрасной во всей Финикии». В этом панегирике, а также в сочинении Евсевия Кесарийского «Против Маркелла» содержатся наиболее важные сведения о Павлине. Он происходил из Антиохии, там же получил сан пресвитера, так что христианская община Антиохии считала Павлина своим. В своё время Павлин был известным экзегетом; по мнению исследователей, учился у Лукиана Антиохийского. Евсевий Кесарийский неоднократно характеризует Павлина как человека, отличающегося учёностью и сведущего в Священном Писании. Павлин стал епископом Тира после прекращения великих гонений начала IV в. В 311 г. мученически скончался епископ Мефодий Тирский, но Павлин был избран на эту кафедру уже после провозглашения Миланского эдикта, не раньше 313 г. В византийской хронистике (источники не раньше начала IX в.) было принято в качестве предшественника Павлина на Тирской кафедре помещать некоего Дорофея, который по ранним источникам исследователям не известен. Основной заслугой Павлина на Тирской кафедре является благоустройство местной общины после гонений. С началом арианских споров Павлин, как лукианист, выступил в защиту Ария. Сам Арий в своём послании к епископу Евсевию Никомидийскому называет Павлина среди своих сторонников. Тем не менее, первое время Павлин предпочитал не вмешиваться в спор, так что епископ Евсевий Памфил обратился к нему с посланием, призывая его как человека учёного высказать своё авторитетное мнение. В результате этой настойчивости Евсевия Павлин отправил послание к архиепископу Александру Александрийскому, фрагмент которого сохранился в трактате Евсевия Кесарийского «Против Маркелла». В нём Павлин выступает против представлений о Рождении Сына как акта эманации или другой формы разделения Божества. В противоположность этому епископ Маркелл Анкирский обвинял Павлина в том, что он поддерживал строго арианскую доктрину и мыслил рождение не более чем как акт творения. Впрочем, полемика епископа Маркелла с Павлином относится ко времени после первого Вселенского Собора (325 г.), и Маркелл, как полагают исследователи, полемизировал уже с покойным Павлином, так же как Евсевий, со своей стороны, защищал Павлина уже после его кончины. На первом Вселенском Соборе Павлин был среди группы тех бывших сторонников Ария, которые подписали его осуждение и приняли Никейский Символ веры. У исследователей нет сведений о том, что Павлин впоследствии мог выступать против Символа веры. Однако около 330 г. он был среди противников архиепископа Евстафия Антиохийского и способствовал его низложению. После ссылки Евстафия Павлин по требованию христиан-антиохийцев был переведён на Антиохийскую кафедру, но управлял ею до своей кончины всего около полугода.

 
PR-CY.ru