ОЛИМПИОДОР АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

ОЛИМПИОДОР АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (конец V – первая половина VI вв.) – диакон, писатель, экзегет. Большая часть сохранившихся произведений Олимпиодора Александрийского посвящена экзегезе книг Ветхого Завета. Одно из немногочисленных сведений биографического характера есть в рукописи IX–X вв., содержащей текст Комментария Олимпиодора Александрийского на «Книгу пророка Иеремии». В манускрипте сделана приписка, согласно которой Олимпиодор Александрийский был рукоположен во диакона Александрийским  патриархом Иоанном III(II) Никиотом (505/506 – 516 гг.), выступавшим против решений четвёртого Вселенского собора. Впрочем сам Олимпиодор Александрийский занимал прохалкидонскую богословскую позицию. Преподобный Афанасий Синаит в сочинении «Против монофизитов» приводит цитату из «Слов» против Антиохийского патриарха Севира, написанных Олимпиодором Александрийским. Он также называет Олимпиодора Александрийского «великим философом» и «Александрийским диаконом». Наиболее известное исследователям произведение Олимпиодора Александрийского – «Комментарий на книгу Екклесиаста» («Олимпиодора буквальные толкования на Екклесиаста»), который сохранился во многих рукописях XII–XVII вв. Самой ранней из них является рукопись, принадлежавшая племяннику Мануила Хрисолора (ум. в 1415 г.) Иоанну, а затем Никейскому митрополиту Виссариону (ум. в 1472 г.). Рукопись включает также ряд других экзегетических сочинений, среди них – «Катену на Екклесиаста», составленную Прокопием Газским, причем её текст записан на полях «Комментария» Олимпиодора Александрийского. Анализ этого последнего толкования показывает исследователям, что оно не является оригинальным сочинением, но представляет собой компилятивный сборник в форме катен, хотя в тексте и отсутствуют леммы (имён толкователей в форме род. падежа), характерные для катен. Ранее в литературе указывалось на то, что Олимпиодор Александрийский лишь несколько расширил и дополнил «Катену на Екклесиаста» Прокопия Газского, однако в 1980–1990 гг. не был сделан вывод об обратном влиянии: это Прокопий Газский опирался на сборник Олимпиодора Александрийского (в катенарной традиции сохранился и написанный последним Комментарий на «Книгу Иова»). Кроме того, Олимпиодор Александрийский составил «Комментарии на Плач Иеремии», «Книгу пророка Варуха», послание Иеремии и на Псалмы. Исследователям отмечают, что приписываемые Олимпиодору Александрийскому комментарии на Притчи и на слова «Возрадуйтесь в тот день» ему не принадлежат.

 
PR-CY.ru