НИКИФОР I

НИКИФОР I – Константинопольский патриарх в 806–815 гг., деятель иконоборческой эпохи (см. Иконоборчество), из всех полемистов против иконоборчества он признаётся самым выдающимся. Почитается как святой в лике святителей. Память в православной церкви совершается (по юлианскому календарю): 2 июня и 13 марта (перенесение мощей), в католической церкви – 13 марта. По мнению исследователей, воспетый монахами Феодор Студит (759–826 гг.) не может идти ни в какое сравнение с Никифором I, которому удалось впервые ослабить аргументацию иконоборцев. Опубликованные сочинения («Краткая история со времени после правления Маврикия», «Послание ко Льву III, папе Римскому», «Защитительное слово ко Вселенской Церкви относительно нового раздора по поводу честных икон», «Против Евсевия и Епифанида», «Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам», «Разбор и опровержение невежественного и безбожного суесловия нечестивого Мамоны против спасительного воплощения Бога-Слова», «Обличение и опровержения безбожного и нечестивого определения Собора, бывшего в 815 г.») занимают почти весь 100-й том греческой патрологии «Migne», а также входят в состав 1 и 4 тт. «Spicilegium Solesmense» и «Juris graecoromal historia et monumenta». Биография Никифора I, написанная его учеником Игнатием, послание к папе Льву III, Апологетики большой и малый, три антирретика против Константина V и «История» переведены на русский язык профессором И.Д. Андреевым и изданы в двух томах Московской духовной академией. Родился Никифор I в Константинополе в семье императорского секретаря в конце VIII в. Его отец пострадал за иконопочитание при императоре Константине V Копрониме (741–775 гг.) и умер в изгнании в Никее. Мать, разделявшая все испытания своего мужа, последовала за ним в изгнание, а после его смерти вернулась в Константинополь и окончила жизнь в иночестве. Никифор I получил хорошее светское образование, но больше всего изучал Священное Писание и читал духовные книги. В царствование Льва IV Хазара (775–780 гг.) он получил звание царского советника. Находясь при царском дворе, продолжал вести строгую, добродетельную жизнь, твёрдо хранил чистоту православной веры и ревностно защищал почитание святых икон. После смерти Льва IV, в царствование Константина VI (780–797 гг.) и его матери Ирины (797–802 гг.), в 787 г. в Никее был созван седьмой Вселенский собор, осудивший иконоборческую ересь. Никифор I был сановником при дворе императрицы Ирины и участвовал в работе Собора. Хорошо зная Священное Писание, он от имени императора выступил на Соборе в защиту православия. После Собора Никифор I несколько лет оставался при дворе, но жизнь, полная суеты, всё больше тяготила его. Он оставил службу и удалился в Мидикийский монастырь при Босфоре, проводя жизнь в научных трудах, безмолвии, посте и молитве. Постриг он принял не сразу, а позднее, когда в 806 г., после смерти патриарха Тарасия (784–806 гг.), был возведён на патриарший престол. Никифор I был ревностным защитником иконопочитания. Император-иконоборец Лев V Армянин (813–820 гг.) после воцарения не мог сразу начать открытое гонение на православие, поскольку иконоборчество было осуждено седьмым Вселенским собором. Патриарх продолжал служить в Великой Церкви, смело убеждая народ хранить православную веру, и проводил последовательную и неослабную борьбу с ересью. Император начал вызывать из ссылки епископов и клириков, отлучённых от церкви седьмым Вселенским собором. Составив из них еретический Собор, потребовал, чтобы Никифор I явился для прений о вере. Патриарх отказался рассуждать о вере с еретиками, т.к. учение иконоборцев уже было предано анафеме. Он всячески старался образумить императора и его окружение, безбоязненно разъяснял народу учение о почитании святых икон, написал увещания к императрице и градоначальнику Евтихиану, ближайшему к императору сановнику, присоединив в конце пророческое слово о скорой гибели еретиков от «карающей руки Господней». Тогда еретический Собор отлучил от церкви патриарха Никифора (а также Тарасия и Германа). Он был сослан сначала в монастырь св. Феодора в Хрисополь, а затем – на остров Проконнис в Мраморном море, где в уединении занимался опровержением иконоборчества. Скончался патриарх Никифор I 2 июня 828 г., после 13 лет лишений и скорбей. В 847 г. были обретены его мощи, которые, по преданию, оказались нетленными. Их перенесли из Проконниса в Константинополь и положили на один день в храме Святой Софии, а затем перенесли в храм Святых Апостолов. В настоящее время рука святителя хранится в Хилендарском монастыре на Афоне.

 
PR-CY.ru