НЕКТАРИЙ

НЕКТАРИЙ – Константинопольский патриарх с 381 по 397 гг., участник второго Вселенского собора (381 г.). Причислен в Греческой церкви к лику святых, память 11 октября. Родился в Тарсе Киликийском, год рождения его неизвестен. Историки Ермий Созомен и Сократ Схоластик (V в.) сообщают, что Нектарий был из сенаторского рода. Историк Феодорит Кирский (386/393 – 457 гг.) сообщает, что он был «муж благородный, был украшен знаменитостью рода и сиявший собственными добродетелями». На втором Вселенском соборе начались разногласия, и Григорий I Богослов 380–381 гг.), ради сохранения мира, оставил Константинопольскую кафедру, удалившись в Назианзин. Поэтому встал вопрос об избрании нового патриарха. Как сообщает Созомен, в список кандидатов Нектарий был внесён по желанию Диодора Тарсийского (305/310 – до 394 гг.), к которому тот зашёл перед отъездом в Тарс. Почтенная наружность Нектария произвела на Диодора, который в эту минуту был занят именно вопросом о кандидатах, самое выгодное впечатление. Император Феодосий I Великий (379–395 гг.) предложил участникам Собора написать список имён кандидатов, затем он читал список и пальцем водил по нему, и, наконец, остановил свой выбор на Нектарии, который был последним в списке кандидатов. Исследователи полагают, что император знал его как сенатора и поэтому остановился именно на нём. Участники Собора неохотно согласились с этим выбором императора, поскольку Нектарий, хотя был уже седой и кроткий, добрый и достойный, но был ещё только оглашенным. Его окрестили и ещё в белой одежде новокрещённого провозгласили наречённым Константинопольским епископом, последовательно возведя на все церковные ступени священства. Впрочем, он давно был близок к Василию Великому (около 330 – 379 гг.), который знал его с самой лучшей стороны, как христианина. После этого Собор утвердил Символ веры, принял святые каноны, анафематствовал ариан и духоборцев. После окончания Собора Нектарий, под руководством Аданского епископа Кириака, изучал обязанности священства. Он попросил Тарсийского епископа Диодора, чтобы Кириак некоторое время побыл с ним. Нектарий пытался склонить своего друга и домашнего врача Мартирия к принятию священства, но Мартирий, сославшись на грехи своей молодости, уклонился от этого предложения. Решения Константинопольского Собора произвели на Западе сильное возбуждение. Выразителем недовольства западных епископов каноническими решениями Константинопольского Собора был Амвросий Медиоланский (340–397 гг.), под председательством которого в сентябре – октябре 381 г. заседал Итальянский собор. На нём, зная, что в Риме признали законным Константинопольским епископом Максима (380 г.), объявили его хиротонию недействительной и рукоположили для Константинополя Нектария, с которым, по дошедшим на Запад слухам, будто бы прервали общение даже некоторые из тех, кто его рукоположил. Константинопольские епископы, зная, что западные епископы всегда предпочитали общение с Антиохийским епископом Павлином (362–388 гг.), главой евстафиан, больше, чем с Мелетием (360–381 гг.), выражали желание, чтобы, по крайне мере, после смерти одного из них был положен конец разделению Антиохийской церкви, допустив назначение преемника Мелетию. Поэтому Итальянский собор требовал созвать Вселенский собор в Риме для рассмотрения этого константинопольско-антиохийского дела. В 382 г. состоялись два поместных Собора, один в Константинополе, другой в Риме. Константинопольский собор, в котором принимал участие Нектарий, предпринял попытку устранить антиохийский раскол. Восточные епископы не захотели отправиться в Рим, а послали туда лишь трёх делегатов с посланием, в котором заявили, что Константинопольский собор 382 г. признаёт хиротонию Нектария и Флавиана Антиохийского (конец 381 г.) совершенно каноническими. Собор пытался возобновить общение с папой Дамасом (366–384 гг.) и западными епископами. 29 сентября 394 г. в Константинополе под председательством Нектария состоялся Собор, на котором присутствовали Феофил Александрийский (384–412 гг.) и Флавиан Антиохийский, что было наглядным доказательством церковного единения восточных епископов. Однако на Западе продолжали не признавать законным епископом Флавиана (в 391 г. его вызывали на соборный суд на Запад, в Капую). Римский епископ решился вступить в общение с Флавианом лишь в 3498 г., благодаря посредничеству Иоанна Златоуста. Ариане ненавидели Нектария. Когда император Феодосий I Великий находился в Италии, то в Константинополе пошли слухи, что войско императора потерпело поражение, а сам царь находится в плену, ариане, поверив этим слухам, подожгли дом Нектария, в досаде, что он владеет церквами. Нектарий уничтожил звание пресвитера, поставленного над кающимися, затем его примеру последовали все епископы. Во время его архиерейства в Константинополь была перенесена глава Иоанна Крестителя и обретены мощи пророков Аввакума и Михея. От Нектария остался труд «Слово на день св. Феодора Стратилата». После кончины Нектария (в 397 г.) на его место был избран Иоанн I Златоуст (398–404 гг.).

 
PR-CY.ru