МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ - Страница 3

Но из-за его антихристианской политики симпатии всех христиан перешли на сторону Константина, а война между ним и Макценцием получила значение борьбы христианства с язычеством, и, стало быть, победа Константина – это победа христианства. Став благодаря победе над Макценцием единовластным властителем Запада, Константин задумал наградить христиан за их к нему расположение. Но для этого ему нужно было содействие властителя Востока, где после смерти Галерия (311 г.) началась борьба между двумя его соправителями: Лицинием и Максимином. Хотя Максимин христиан не любил, но и казней тоже не любил, стараясь больше всего поднять языческое жречество, чтобы создать из него противовес христианскому клиру. Лициний, напротив, считался другом и доброжелателем христиан, поэтому вместе с ним Константин после победы над Максимином условился издать эдикт о веротерпимости по отношению к христианской религии. Максимин принял к сведению эдикт, чтобы не ссориться с Константином до решения своего спора с Лицинием. Но после его смерти предстояла борьба между Западом и Востоком, между Константином и Лицинием. Лициний счёл полезным заручиться расположением хотя бы языческой части населения и объявил с этой целью новое гонение. Но это продолжалось до 325 г., когда Константин, выступивший открытым заступником христиан и сражавшийся под знаменем Христа, одержал победу над Лицинием, которая и сделала его самодержцем всей Римской империи. Христианскому культу была обеспечена свобода во всех частях империи, а вопрос об отношении императорской власти к христианам и христианству вступил в новую фазу. Изданный 30 апреля 311 г. эдикт императора Галерия (от его собственного имени и от имени Константина и Лициния) был первым несомненным документом в пользу христиан. Язык этого документа исследователи признают образцовым в отношении двусмысленности. Смысл документа в том, что христиане отступили от религии предков – вот причина гонения, которое вызвано крайним развитием сектантства в среде самих христиан: они уклонились от собственных древних утверждений. Дело в том, что многие христиане отказывались от христианства, когда начинались гонения, и вновь вступали в христианские общины после их прекращения. Галерий своим эдиктом хочет показать, что государство никогда ничего не имело против христианства в его первооснове, но не потерпит отступлений от признанной законом совокупности древних религиозных христианских установок. Однако эдикт Галерия предоставил христианству только право на существование, оставив в силе прежние распоряжения, запрещавшие язычникам переходить в христианство. Поэтому на основании этого эдикта власти могли потребовать, чтобы христиане не обращали других в свою религию. Из текста документа исследователи делают вывод, что правительство сочло нужным обставить переход в христианство некоторыми условиями, чтобы воспрепятствовать христианству. Поскольку императорские эдикты распространялись префектами, то они сопровождались их комментариями, и каждый префект действовал в пределах своей власти (компетенции). Основываясь на тексте эдикта Галерия, исследователи говорят, что был установлен строгий status quo, означающий, чтобы те, которые уже принадлежали к христианству, держались его, но если возвращались к традиционным религиям, вновь принимать христианство уже не могли. И это обстоятельство уясняет истинный смысл Миланского эдикта 313 г.

 



 
PR-CY.ru