МОДУС - Страница 3

Исследователи отмечают, что «Перфекция» Франко Кёльнского стала самой ранней исторической разновидностью метрического размера в музыке. Учение Франко Кёльнского ориентировано на новый жанр мотета и кодекс Монпелье. Силлабическое письмо мотета вызвало обращение к нотации «простыми фигурами» – графическими знаками, передающими определённые длительности нот, чтение которых регулировалось перфекцией. Эта нотация позволяла фиксировать более сложные и разнообразные ритмические рисунки. Исследователи отмечают, что во французской музыке периода Ars nova (лат. – новое искусство; 1310–1370 гг.) дальнейшее расширение состава длительностей (здесь использовались максима, лонга, бревис, семибревис, минима, семиминима) и распространение наряду с трёхдольной двухдольной метрической меры привели к установлению многоуровневой метрической системы, в которой модус обозначает один из уровней в иерархии мер «максимодус – модус – темпус – пролация». Исследователи отмечают, что модус регулирует отношения между лонгой и бревисом и, подобно другим уровням, может быть перфектным или имперфектным. Модус является перфектным, если лонга содержит три обычных бревиса, и имперфектным, если только два. Филипп де Витри в трактате «Ars nova» (начало 1320 гг.) закрепил термин «модус» за «перфекцией» Франко Кёльнского. Некоторое время сохраняли значение и традиционные модусы Ars antiqua. Так, модальная ритмика определяет тенор ранних мотетов Ars nova, помещённых в собрание «Роман о Фовеле» (Париж, около 1317 г.). Однако в результате прогрессирующего раздробления бревиса на семибревисы модус значительно замедляется, входящие в его состав лонги и бревисы превращаются в протянутые опорные тоны. Сведения о модусах Ars antiqua продолжали воспроизводиться в более поздних трактатах. При этом теоретики французского Ars nova и итальянского Треченто экспериментировали с модусами в условиях нового метра. Иоанн де Мурис в ранних трактатах «Notitia artis musicae» («Познание искусства музыки»; 1319 или 1321 г.) и «Compendium musicae practicae» («Компендий практической музыки»; около 1322 – 1323 гг.) распространил ритмоформулы модусов Франко Кёльнского на длительности всех других метрических уровней. Маркетто Падуанский в трактате «Pomerium in arte musice mensurate» («Фруктовый сад в искусстве мензуральной музыки»; не позднее 1319 г.) приспособил модусы Франко Кёльнского к новой, двухдольной метрической мере. Исследователи отмечают, что многоуровневая метрическая система, установившаяся в Ars nova и основанная на времяизмерении, будет определять западноевропейскую многоголосную музыку на протяжении XIV–XVI вв. Иерархия метрических уровней в дальнейшем перейдёт в тактовую систему, трансформировавшись в иерархию разных по силе акцентов. Термин «модус», обозначающий один из этих метрических уровней, с началом формирования в XVII в. акцентной тактовой ритмики утратит свою актуальность. В ладовой системе григорианского пения термин «modus» с IX в. также употреблялся в значении «церковный лад» (см. в статьях Глас, Осмогласие).



 
PR-CY.ru