МАРИАН СКОТТ - Страница 4

Из Херефорда копия «Хроники» Мариана Скотта в конце XI в. (до 1095 г.) попала в Вустер, где составила основу «Вустерской хроники», над которой работали, в частности, монахи Флоренций (ум. в 1118 г.) и Иоанн (ум. после 1140 г.). В этой хронике была принята датировка в соответствии с эрой, предложенной Марианом Скоттом, хотя параллельно были отмечены и даты согласно Дионисию Малому. «Вустерская хроника» и основанные на ней компиляции активно распространялись в Англии в XII–XIII вв., нередко под заглавием «Хроника Мариана Скотта». С сочинением Мариана Скотта были также знакомы английские авторы XII в. Уильям из Малмсбери, Симеон Даремский, Ордерик Виталий, Генрих Хантингдонский, Гервазий Кентерберийский. Уильям из Малмсбери в «Деяниях английских королей» и «Деяниях английских епископов» дал высокую оценку учёности Мариана Скотта, но не стал однозначно высказываться в поддержку его взглядов. При этом, как обнаружила Э. Лоренс-Мейдерс, в пасхальных таблицах, которые Уильям из Малмсбери как регент хора составил для аббатства Малмсбери, он исходил именно из предложенной Марианом Скоттом даты Рождества Христова. В Англии идеи Мариана Скотта получили особенно широкое распространение: ещё в начале XIV в. в их поддержку высказывался богослов-доминиканец Николас Тривет. Хронологическая система Мариана Скотта наряду с другими использована в ирландских «Ольстерских анналах» (XV в.). Вместе с тем к XI–XII вв. хронологическая система Дионисия Малого стала уже общепризнанной в католическом мире. Ни Мариан Скотт, ни другие её критики не смогли привлечь на свою сторону достаточное число учёных или церковных иерархов, поэтому вопрос о пересмотре даты Рождества Христова в Средние века не обсуждался. Исследователи отмечают, что Мариана Скотта не следует путать с его современником Марианом Скоттом (ирландское имя – Муредах, сын Робартаха; ум. между 1080 и 1083 гг.), монахом, переписчиком книг и основателем ирландского бенедиктинского монастыря святого Петра (впоследствии святого Иакова) в Регенсбурге (около 1070 г.). К началу XIII в. эта обитель стала центром бенедиктинской конгрегации, включавшей ирландские монашеские общины (Schöttenkloster) на германских землях. В неё входил также ирландский монастырь Пресвятой Девы Марии, существовавший в Киеве, как полагают исследователи,  со второй половины XII до 1230 гг. Мариан Скотт Регенсбургский почитается как блаженный Римско-католической церкви (память 16 февраля); во второй половине XII в. было составлено его Житие, в котором, в частности, приводятся сведения о путешествии регенсбургского монаха Маврикия в Киев в первой четверти XII в.



 
PR-CY.ru