МОДЕРНИЗМ - Страница 2

В контексте противостояния модернистским тенденциям в католицизме следует рассматривать причины созыва и центральные решения первого Ватиканского  Собора. Обострение ситуации в споре о модернизме в конце XIX в. было связано с публикациями французских католических учёных, которые придерживались историко-критического метода, альтернативных официальной неосхоластике подходов и созвучного новым философским учениям образа мышления (Морис Блондель, Альфред Луази, Мари Жозеф Лагранж, Луи Дюшен). Одновременно идеи модернизма стали распространяться в Великобритании, главным образом, усилиями барона Фридриха фон Хюгеля и священника-иезуита Джорджа Тиррелла, впоследствии изгнанного из иезуитского Ордена. Испытав влияние немецкой экзегетической школы, философии Мориса Блонделя и концепции догматического развития Джона Генри Ньюмена, Джордж Тиррелл разочаровался в схоластическом богословии и, открыто выступив против него, поставил в центр своего учения религиозно-сакраментальный опыт церковной общины и её отдельных членов, составляющих в Святом Духе мистическое Тело Христа. В Италии и Германии модернизм в большей степени имел социальную направленность и практический характер, результатом чего стало возникновение различных христианско-демократических обществ, движений за права мирян, за улучшение условий труда, за отделение церкви от государства. Вступивший на Римскую кафедру папа Пий X сразу предпринял решительные меры в борьбе с модернизмом. В 1903–1904 гг. большинство библеистических сочинений Альфреда Луази были занесены в «Индекс запрещённых книг». В июле 1907 г. Конгрегация инквизиции выпустила антимодернистский декрет «Lamentabili sane exitu», в котором тезисно изложенные 65 заблуждений современности касательно роли учительства католической церкви, применения библейской текстологии и экзегезы, понимания Откровения, спасительного домостроительства Христа и церковных догматов, развития христианского учения, происхождения и смысла таинств, иерархического устроения церкви и папского первенства объявлены «все вместе и каждое в отдельности… как осуждённые и запрещённые». В качестве главных модернистских предпосылок, составляющих мировоззренческую и нравственную опасность для паствы, в документе фигурируют независимость научно-богословских исследований от церковных предписаний, критико-исторический подход к проблеме богодухновенности Священного Писания, вследствие которого оспаривается положение, что Бог – истинный его создатель (auctorem), представления об отсутствии полной согласованности между догматикой и текстами Нового Завета относительно Личности Иисуса Христа, о незаконченности откровения и становления доктрины в апостольскую эпоху («Revelatio, obiectum fidei catholicae constituens, non fuit cum apostolis completa»), о естественной подверженности христианского общества, церковных знания и практики развитию (evolutio) под влиянием различных интерпретаций и внешних факторов.

 



 
PR-CY.ru