МЕЛЕТИЙ, Картушин Михаил Поликарпович

МЕЛЕТИЙ, Картушин Михаил Поликарпович (1859–1934 гг.) – старообрядческий архиепископ Московский Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви), двоюродный брат Московского архиепископа Иоанна (Картушина). Родился в казачьей старообрядческой семье. В 1886 г. стал старообрядческим священником, прослужил на хуторе Попков 23 года, в 1895 г. овдовел. Постановлением старообрядческого Освященного собора, прошедшего в 1904 г. в Гомеле, избран кандидатом в епископы для Саратовско-Астраханской епархии. Архиерейская хиротония состоялась 7 декабря 1908 г. на Рогожском кладбище в Москве, её совершили Московский архиепископ Иоанн (Картушин) и епископ Александр (Богатенков). В 1909 г. Мелетий получил приглашение на торжества по случаю открытия императорского Саратовского Николаевского университета от его первого ректора, профессора, хирурга Василия Ивановича Разумовского. Это было единственное приглашение старообрядческого архиерея на светское торжество в дореволюционный период. В 1911 г. Мелетий в Саратове выпустил сборник воззваний в поддержку трезвости. В 1914 г. совершил поездку по святым местам православного Востока. После смерти в 1915 г. архиепископа Иоанна (Картушина) Мелетий был избран одним из трёх кандидатов на архиепископский престол. Архиепископом Московским избран по жребию на Освященном соборе 26 августа 1915 г. Процесс избрания архиепископа и кандидатура Мелетия вызвали критику в старообрядческих кругах: на первом этапе выборов Мелетий набрал восемь голосов, в то время как два других кандидата, епископы Александр (Богатенков) и Евлогий (Алгазин), получили по 35 голосов. Несмотря на такой разрыв, по результатам жеребьёвки Московским архиепископом стал Мелетий; возведение его в сан архиепископа 30 августа 1915 г. возглавил Белокриницкий митрополит Макарий (Лобов). Летом 1917 г. вместе с епископами Геронтием (Лакомкиным), Геннадием (Лакомкиным) и Александром (Богатенковым) подписал ответ на обращение совета Всероссийских съездов единоверцев (см. Единоверие). Обращение, в котором содержался призыв к примирению и объединению, было передано старообрядцам 31 мая 1917 г. (в период работы старообрядческого Освященного собора) епископами Андреем (Ухтомским), Иосифом (Петровых), протоиереем Симеоном Шлеёвым (см. Симон (Шмелёв), священномученик) и др. В ответе старообрядческих епископов говорилось: «Прежде чем приглашать к единению, необходимо, чтобы последователи реформ патриарха Никона при участии восточных патриархов соборне отвергли и осудили безрассудные клятвы и злохуления, произнесённые на святоотеческие предания и обычаи и на православных христиан, содержащих оные; обязаны раскаяться и испросить прощение как за эти клятвы и злохуления, так и за все бесчеловечные мучения и гонения, каким подвергали они и их предки держателей святоотеческих преданий» («Слово Церкви». М., 1917 г.).

 



 
PR-CY.ru