МАТФЕЙ, Гавала Мануил

МАТФЕЙ, Гавала Мануил (около 1271/1272 г. – между 1355 и 1360 гг.) – митрополит Эфесский (1329–1351 гг.), писатель. Ученик Филадельфийского митрополита Феколипта, чтец, затем протонатарий в Филадельфии. Был послан в Константинополь в 1309 г., вошёл в круг выдающихся интеллектуалов эпохи Никифора Хумна и Феодора Метохита. На знакомство Матфея с античной философией указывают его маргиналии в кодексах сочинений Платона. После возвращения в Филадельфию в 1310 г. вступил в конфликт с Феолиптом из-за разногласий относительно преодоления арсенитского раскола. В 1312 г. умерла жена Матфея, оставив на его попечение малолетнего сына. В 1315–1317 гг. Матфей жил в Константинополе, пользовался покровительством патриарха Иоанна XIII Глики (1315–1319 гг.). Вскоре Матфей примирился с Феолиптом, был рукоположён во иерея, назначен хартофилаксом и принял монашеский постриг. После кончины Феолипта в конце 1322 г. из-за конфликта с правителем Филадельфии Мануилом Тагарисом вновь перебрался в столицу. Во второй половине 1320 гг. занимался, как полагают исследователи, преподаванием. В те годы Матфей сблизился с учёным и богословом Никифором Григорой, вёл с ним оживлённую переписку и обменивался сочинениями. В 1329 г. стал митрополитом Эфеса, который находился во власти турок. Матфей сумел посетить свою кафедру лишь однажды, жил, в основном, в Константинополе и во Врисисе во Фракии (ныне Пынархисар, Турция), епископом которого он был также поставлен в 1332 г. В 1331–1332 гг. Матфей побывал на Руси по приглашению Киевского митрополита Феогноста. Из переписки Матфея исследователям известно, что, посетив Эфес, Матфей был разочарован. В 1339 г. Матфей прибыл в Смирну, но эмир Айдина Умур отказался пустить его в Эфес и принять послания императора, которые должен был передать Матфей. Подкуп позволил Матфею продолжить путешествие, но в Эфесе он столкнулся с тем, что кафедральный собор был превращён в мечеть, а резиденция и земельные владения митрополита конфискованы. Матфея поселили в скромном доме, выгнав оттуда пожилую женщину-мусульманку (Матфей пишет об этом с горькой иронией), и предоставили ему небольшой участок земли. Местные жители по ночам закидывали дом камнями и, по словам Матфея, убили бы его, если бы не защита со стороны эмира. Паства Матфея, в основном, состояла не из местного греческого населения, а из пленников, захваченных турками и перевезённых в Эфес. Матфей испытывал трудности с отсылкой писем в столицу.

 



 
PR-CY.ru