МАКАРИЙ - Страница 2

Местная канонизация Макария совершена при архимандрите Варлааме (Ясинском), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684–1690 гг. (впоследствии Киевский митрополит), когда был установлен день празднования Собору преподобных отцов, почивающих в Дальних пещерах. Исследователи полагают, что тогда же была составлена «Служба преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в которой Макарий прославляется в третьем тропаре третьей песни канона. Общецерковное почитание Макария было введено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., которые и разрешили печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в том числе Макария) в общецерковные месяцесловы. С 1843 г. началось празднование Собору всех Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Описание облика Макария в иконописных подлинниках (в том числе в так называемом Клинцовском – Библиотека Академии Наук, конец XVIII в.) среди описаний 130 образов Киево-Печерских святых не представлено. Икона с единоличным изображением святого над ракой со святыми мощами Макария в Дальних пещерах, была создана в лаврской иконописной мастерской под руководством иеромонаха Иринарха в 1840 гг. Святой представлен в диаконском облачении: в стихаре, с орарем, на голове камилавка, в левой руке держит кадило, правой прижимает к груди заложенную перстом богослужебную книгу. У него тёмные, вьющиеся, лежащие на плечах волосы, средней длины борода. Иконографии этого образа, в основном, следует изображение святого на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» (1890 г.), созданной в мастерской Киево-Печерской лавры (находится при нижнем входе в Дальние пещеры). Не совпадает положение рук: в левой руке у Макария орарь, правая скрыта. В нимбе надпись: «Преподобный Макарiй диаконъ». В композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев», которая сложилась к середине XVIII в. и воспроизводилась на иконах и эстампах вплоть до конца XIX в., образ Макария не представлен. В качестве казусных исследователи приводят два примера, когда изображение святого в правой группе преподобных Дальних (Феодосиевых) пещер подписано именем Макарий. На иконе «Собор Киево-Печерских чудотворцев» (под поздними прописями, частное собрание, Москва; экспонировалась в Доме иконы на Спиридоновке) с расширенным рядом Киево-Печерских преподобных в третьем ряду сверху третьим от края представлен святой с надписью в нимбе: «С. прп: Макарiй». На московской иконе второй половины XIX в. (частное собрание) также в правой группе святых во втором ряду сверху в центре изображён преподобный с надписью в нимбе: «Макарiй». Однако отсутствие в левой группе святых, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах, преподобного Макария Постника, а также запутанность и произвольность программы обеих икон делают атрибуцию указанного изображения как Макария невозможной.



 
PR-CY.ru