МАКАРИЙ, Сокорин (Сокирин) Марк - Страница 2

Однако Евгений Евстигнеевич Голубинский включил имя Макария в список «усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых». Соборное почитание Олонецких святых началось во второй половине XIX в. В 1866 г. по благословению архиепископа Олонецкого Аркадия (Фёдорова) было установлено ежегодное празднование Собору Олонецких святых (2 октября); в том же году в честь этого праздника освятили пещерную церковь в подклете Святодуховского собора в Петрозаводске. В 1974 г. в Финской православной церкви было установлено празднование Собору Всех святых, в земле Карельской просиявших (1 ноября н.ст.). В Русской православной церкви соборная память Карельских святых праздновалась с 1974 г. в субботу между 31 октября и 6 ноября. В 2004 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) празднование перенесено на 21 мая (в этот день в 2000 г. был освящён восстановленный кафедральный собор Петрозаводска). Иконография Макария разрабатывалась мастерами Валаамского Преображенского монастыря или иконописцами мастерской Пешехоновых в Санкт-Петербурге, исполнявшими монастырские заказы. В частности, Макарий представлен на трёх иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших», датированных 1876 г., вывезенных с Валаама в Финляндию в 1940 г. Две небольшие почти идентичные по композиции и деталям изображения иконы-пядницы подписаны как «труд валаамских иноков» (Музей Финляндской православной церкви в Куопио, Нововалаамский монастырь, Финляндия). Макарий написан в предпоследнем седьмом ряду крайним слева, вполоборота вправо, в монашеской мантии, с непокрытой головой, длинные волосы разделены на прямой пробор, борода средней величины со значительной проседью; на музейной иконе его правая рука немного отведена в сторону. Иначе его образ расположен на иконе большого размера, предназначавшейся для местного ряда церкви во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на игуменском кладбище Валаамской обители. Икона составляла пару с храмовым образом с подписью Василия Макарьевича Пешехонова (упоминается в описях имущества Валаамского монастыря 1912 и 1942 гг.); в настоящее время образ находится в иконостасе домовой церкви Церковного управления Финляндской православной церкви в Куопио. Образ Макария, согласно надписи на нимбе («С. Макарiй Высокозерскiй»), помещён в первом ряду крайним справа. Подвижник облачён в святительские одежды: саккос, омофор и митру, правой рукой благословляет, в левой держит жезл с сулоком. Исследователи полагают, что ошибочная иконографическая трактовка образа Макария связана с тем, что изображение Геннадия Новгородского, написанного на этом месте на иконах-пядницах, перенесено в шестой ряд слева и выделяется среди других преподобных только монашеским клобуком. Иконописцы Пешехоновской мастерской изменили надписи на нимбах, оставив иерархический порядок расположения фигур, т.е. корректировка в именах была внесена на завершающем этапе работы.



 
PR-CY.ru