МАКАРИЙ - Страница 11

Кроме того, о Соборе 1547 г. есть сообщение в «Новгородской четвёртой летописи» по списку Николая Константиновича Никольского под 1 февраля 1547 г. («Полное собрание русских летописей», том 4), сохранилась в списке конца XVI в. (Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН) грамота Макария от 26 февраля 1546 г. «в царство Владимерское и Московское и Новгородское и всю Росийскую землю», а также есть «указ новым чудотворцем» из Обиходника Кириллова Белозерского монастыря (Российский государственный архив древних актов). Исследователи отмечают, что перечни святых этих списков, совпадая в основе, полностью между собой несходны (исследователи выделяют семь редакций), а перечень святых, прославленных в 1549 г., по источникам исследователям неизвестен. Ранний перечень святых, прославленных на Соборах 1547 и 1549 гг., содержит также так называемая третья редакция «Жития святого митрополита Ионы», составленная, по мнению Андрея Сергеевича Усачёва, около 1556 г. (о Соборе 1549 г. исследователям известно лишь из четвёртой главы «Стоглава). По наблюдениям А.С. Усачёва, «стандартным» временем работы Освященного Собора в XVI в. были январь-март; Собор 1549 г. должен был открыться не позднее 19 февраля – в этот день архиереи уже слушали дело Исаака Собаки. Судя по тому, что 10 и 17 марта были совершены две хиротонии («Полное собрание русских летописей», том 13, том 29), участники Собора разъехались не раньше середины марта (по мнению исследователей, архиереи стремились вернуться в епархии к Пасхе, которая в том году приходилась на 21 апреля). По мнению архимандрита Макария (Веретенникова), не исключено, что новое прославление святых в Русской церкви произошло 10 марта, в Неделю торжества Православия. Согласно Василию Осиповичу Ключевскому, поддержанному митрополитом Макарием (Булгаковым) и Евгением Евстигнеевичем Голубинским, а впоследствии архимандритом Макарием (Веретенниковым), на Соборе 1547 г. общерусскую канонизацию получили прежде местночтимые русские святые (от 11 до 14), а девяти святым было установлено местное празднование. Список канонизированных Собором 1549 г. 16 святых восстанавливался учёными гипотетически, на основании косвенных данных (см. подробнее в ст. Канонизация). Борис Михайлович Клосс, основываясь на интерпретации сведений, содержащихся в «Уставе церковном» XVI в. (более полный, чем в источниках о Соборе 1547 г., перечень святых с днями памяти, датируемый, по Б.М. Клоссу, мартом 1547 г. – августом 1548 г.), предполагает существование ещё одного канонизационного Собора, проходившего в 1548 г. По мнению Александра Евгеньевича Мусина, поддержанному Евгением Викторовичем Ткачёвым (см. в ст. Канонизация), Соборы 1547 и 1549 гг. не носили канонизационного характера: упоминаемые в связанных с ними источниках святые уже почитались Русской церковью; речь шла лишь о богослужебной реформе, предусматривавшей всероссийское распространение уставной соборной службы в честь тех или иных «новых чудотворцев» и о введении в церковный обиход созданных Житий этих святых и гимнографических произведений. В феврале 1549 г. на так называемом Соборе примирения при участии Макария и Освященного Собора царь, бояре и митрополит приняли решение об освобождении детей боярских от суда наместников, кроме тех, кто совершили тяжкие уголовные преступления.

 



 
PR-CY.ru