МИРКОВИЧ Лазарь - Страница 2

Во второй части учебника «Эортология, или Историческое развитие и богослужение праздников православной Восточной Церкви» (Белград, 1961 г.), по сути, являющейся отдельной монографией, проследил возникновение и значение православных празднований, продолжив исследования ректора университета в Черновицах протоиерея Василия Митрофановича («Литургика Православной Церкви: Университетский курс. 1909 г.) и своего учителя протоиерея Феодора Тарнавского. Наибольшее число публикаций Лазарь Миркович посвятил истории сербского церковного искусства, отдельным небольшим храмам и известным монастырским комплексам, а также их творцам. Самые значимые из его исследований были опубликованы и охарактеризованы Воиславом Джуричем в «Иконографических студиях» (1974 г.) и Я. Радовановичем в книге «Миниатюры в антифонариях и градуалах монастыря св. Франциска Ассизского в Задаре» (Белград, 1977 г.). Описывая церковные памятники, Лазарь Миркович первым из сербских исследователей стал уделять внимание не только архитектуре и иконографии, но и ювелирному искусству, резьбе, украшению книг. Он объехал многие храмы и монастыри в Сербии, Румынии и Венгрии для регистрации памятников сербских религиозной архитектуры и искусства. Особое значение Лазарь Миркович придавал изучению сербских книжных памятников, он не только анализировал содержание текстов, но и составлял археографические подробные описания рукописных церковных собраний (например, монастырей на Фрушка-Горе, Беочин, Боджяни, Дечаны и др.). В составе сербских библиотек исследовал богослужебные «Типики» (например, «Рукописные типики сербско-славянской редакции». 1960 г.). Благодаря его публикации перевода на сербский язык сохранились и фотографии «Типика» Сербского архиепископа Никодима (1319 г.), сгоревшего при пожаре в апреле 1941 г. Также перевёл на сербский язык «Хиландарский типик» Сербского архиепископа Саввы I и ряд его поэтических произведений (1936 г.). Отдельные исследования Лазарь Миркович посвятил сербскому деспоту Стефану Лазаревичу, его литературным произведениям, например, «Что значит мраморный столб, установленный на Косовом поле, и что говорит надпись на этом столбе» (1961/1962 г.). Изучал историю основания святым Стефаном Лазаревичем задужбин-монастырей Копорин и Манасия и процесс его канонизации (1927 г.) и его изображения на иконах. Лазарь Миркович одним из первых оценил значение творчества монахини Евфимии. Занимаясь проблемами истории, исследовал чин коронации сербских правителей, писал о династии Мрнявчевичей и даже разбирался в устройстве лечебниц в Византии и Сербии. Были опубликованы проповеди и беседы, а в конце жизни произведение «Сатана, говори» (Белград, 1968 г.). До сих пор не изданы некоторые исследования из богатого архива Лазаря Мирковича: «Иконе Далмациjе», «Jосиф Даниловац, академски сликар», ряд статей о монастырях (рукописи хранятся в Архиве Сербской Академии Наук и искусств, в Археологическом институте в Белграде и др.).



 
PR-CY.ru