МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - Страница 2

Весной 1238 г., после ухода татар с территории Северо-Восточной Руси, оставшиеся в живых горожане по приказу нового Владимирского великого князя Ярослава (Феодора) Всеволодовича обрели тело Марии Владимировны и похоронили во владимирском Успенском соборе, рядом с Владимирской великой княгиней мученицей Агафией Всеволодовной. Их имена были записаны в синодик Успенского собора. Этот источник не сохранился, но его древнейшая часть была переписана в соборных синодиках других городов Северо-Восточной Руси, а в конце XV в. – в синодике новгородского Софийского собора. В нём читалось: «Бл(а)женному Митрофану, епископу Володимерскому и всему с(вя)щеничскому чину, и причту церковному, и благовернымъ княземъ и княгинямъ и всем православнымъ крестьяномъ во градехъ и по всемъ местомъ скончавшимся нужною смертию от безбожнаго Батыя, вечная памят(ь)» (Российская национальная библиотека, список второй половины XVI в.). Мария Владимировна также поминалась при возглашении «вечной памяти» «великому кн(я)зю Юрию Всеволодичю Володимерскому оубиеному от нахождения иноплеменникъ от безбожнаго Батыя и с кн(я)гинею и с детьми и съ внучаты» (Российская государственная библиотека, список 1642 г. ). В конце XV – начале XVII вв. поминание православных, погибших во время нашествия Батыя на Северо-Восточную Русь (1238 г.), было объединено с поминаниями убиенных во время других ордынских походов: «Иже благочестия ради, и святых ради церквей пострадавших за православие противо безбожных и нечестивых агарянских царей нашествия Батыя, и Мамая, и Тактамыша, и инех нечестивых царей и их злочестиваго воинства» (Российская государственная библиотека, список начала XIX в.). Из Владимира традиция поминания членов семьи святого мученика Всеволода Георгиевича перешла в нижегородские Благовещенский и Печерский в честь Вознесения Господня мужские монастыри. В грамоте царя Ивана IV Васильевича Грозного клирикам владимирского Успенского собора, датированной Александром Викторовичем Маштафаровым 1547 г. – началом 1550 гг., излагался порядок поминания почивающих во Владимире мощей святителей, великих князей, княгинь и их детей. Один из её утраченных списков был известен ещё в середине XIX в. – он хранился в Успенском соборе. Согласно грамоте, полагалось «правити по государеву указу средния понахиды против того как на Москве по удельных князех». Кроме того, был определён состав духовенства, который должен был принимать участие в службе. В случае отсутствия архимандрита (очевидно, настоятеля владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря) полагалось совершать службу «протопопу з братиею и протодьякону, и игуменом, и попом, и дьяконом, всем 84 человеком, больших и средних служить понахиды всем собором туто, где кто лежит».

 



 
PR-CY.ru