МЕТОХИТ Георгий

МЕТОХИТ Георгий (около 1250 – 1328 гг.) – византийский богослов, сторонник унии с Римско-католической церковью. С 1276 г. Георгий Метохит упоминается как архидиакон клира императорской церкви, в 1277 г. – как «эпи тон деесеон» (чиновник, рассматривающий обращения к императору). Георгий Метохит был участником византийских посольств от имени императора Михаила VIII Палеолога и патриарха Иоанна XI Векка к папам Римским Григорию X и сменившему его в ходе посольства Иннокентию V в 1275–1276 гг., а также к Иоанну XXI весной 1277 г. Посольства были призваны подтвердить верность Лионской унии, заключённой в 1274 г., договориться об антитурецком альянсе и о новом Крестовом походе. После низложения Иоанна XI Векка в 1283 г. Георгий Метохит был осуждён вместе со своим соратником архидиаконом Константином Мелитиниотом. В 1285 г. он был заключён в крепость в Никомидии, но уже в конце 1289 г. – начале 1290 г. из-за болезни возвращён в Константинополь. В марте 1297 г. скончался Иоанн XI Векк, а Константин Мелитиниот был также переведён в Константинополь; он вместе с Георгием Метохитом был заключён в Большом дворце. В 1307 г., когда Константин Мелитиниот скончался, Георгий Метохит не отказался от своих взглядов и был оставлен под стражей. Со временем условия содержания Георгия Метохита стали более мягкими, его навещали учёные и писатели (например, Георгий Галисиот), а его сын, выдающийся деятель византийского гуманизма Феодор Метохит, который достиг карьерного роста ещё при жизни отца, снабжал его книгами. Согласно маргиналии в рукописи, в которой указана дата смерти Георгия Метохита, он провёл в заточении 45 лет. Наиболее важное произведение Георгия Метохита – так называемая Historia dogmatica (оригинальное название трактата «Рассказ о примирении, свершившемся между двумя Церквами – старшего Рима и нового нашего [Рима], а также о последующих событиях по порядку»). В трёх книгах трактата Георгий Метохит излагал с униатских позиций события, последовавшие за заключением Лионской унии. Рассказ о проходивших спорах открывал исторический экскурс, призванный показать, что бедственное положение, в котором находится империя, связано с многовековым расколом между православной церковью и Римско-католической церковью. Для доказательства своего тезиса Георгий Метохит отсылал ко второму периоду иконоборчества, к конфликту Константинопольских патриархов Фотия и Игнатия, к эпохе правления Константина IX Мономаха, к попыткам заключить унию в правления династии Комнинов и Иоанна III Дуки Ватаца. В рассказе о событиях конца XIII в. Георгий Метохит превозносил императора Михаила VIII Палеолога и утверждал, что Григорий II Кипрский незаконно занял Патриарший престол и поддерживал униатскую политику только из личных корыстных интересов. Изложение прерывалось святоотеческими свидетельствами в пользу унии и богословско-полемическими фрагментами (вся вторая книга трактата представляет собой опровержение Томоса Влахернского Собора 1285 г. против Иоанна XI Векка, написанного Григорием II Кипрским). В третьей книге трактата больше биографических сведений, чем в первых: Георгий Метохит рассказывает о событиях после своего осуждения и о деятельности в ссылке и в заключении. Время создания трактата исследователям неизвестно; исследователи полагают, что он составлялся на протяжении нескольких лет: в третьей книге Георгий Метохит говорит, что с момента его заключения под стражу (считая с 1283 г.) прошло 18 лет – таким образом, этот фрагмент относится к 1301 г. Также Георгий Метохит составил «Опровержение Трёх глав» Максима Плануда об исхождении Святого Духа и «Опровержение» сочинений ученика Максима Плануда Мануила Мосхопула. Не издан полностью трактат Георгия Метохита об исхождении Святого Духа.

 
PR-CY.ru