МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА

МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА, в иночестве Марфа (ум. в 1316 г.) – княгиня, жена Псковского князя Довмонта (Тимофея), преподобная (память в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Псковских святых). Вопрос о происхождении княгини остаётся дискуссионным. Согласно редакции «Сказания о благоверном князе Довмонте и храбрости его», сохранившейся в составе Синодального списка Псковской Второй летописи (конец XV в.), Мария Димитриевна была дочерью Владимирского, Новгородского и Переяславского великого князя Димитрия Александровича (Исторический музей, «Полное собрание русских летописей», том 5, выпуск 2). Этой версии придерживались русские церковные историографы XIX в.: митрополит (Евгений (Болховитинов, «История княжества Псковского. Киев, 1831 г., часть 3). Согласно наблюдениям Любови Викторовны Столяровой, в Синодальном списке «первоначальным чтением имени жены Довмонта было не «Марья», а «Анна»: «…Дщерь княгиню Анну». Слово «Анну» в рукописи зачёркнуто и исправлено на правом поле на «Марью» тем же почерком, каким сделан весь остальной текст, но более тёмными чернилами», однако, учитывая всю совокупность данных, в Синодальном списке была исправлена ошибка писца – внесено настоящее имя княгини. В некоторых летописях середины – второй половины XV в. говорится, что к моменту Раковорской битвы объединённых русских войск против войск Ливонского ордена (18 февраля 1268 г.) Довмонт уже был «зятем» Димитрия Александровича («Полное собрание русских летописей», том 5, выпуск 2, том 6, выпуск 1, том 23, том 25). В конце XV в. Димитрия Александровича «тестем» Довмонта называет Ермолинская летопись («Полное собрание русских летописей», том 23). Однако у этого сына Александра Ярославич Невского, родившегося в начале 1250 гг., не могло быть взрослой дочери, готовой к 1268 г. вступить в брак. Поэтому исследователи, поддерживающие версию брака Марии Димитриевны и Довмонта, нередко относят его ко времени после 1281/1282 г. (в феврале 1282 г. Довмонт освободил из новгородского плена бояр и двух дочерей Димитрия Александровича). Иная версия происхождения Марии Димитриевны приводится в Средней редакции «Повести о Довмонте», составленной, по Валентине Ильиничне Охотниковой, в Пскове, а также в псковском «Сказании о чуде иконы Мирожской Богоматери» (XVI в.) и в записи на псковской чудотворной иконе Пресвятой Богородицы («Мирожской Оранте», вторая половина XVI в.).

 



 
PR-CY.ru