МАРКИАН и МАРТИРИЙ - Страница 2

В Минологии императора Василия II говорится, что Маркиан и Мартирий обличали ариан; подобно своему учителю, были схвачены епархом Филиппом; их мучили и заключили в мрачную темницу, где морили голодом. Затем Маркиана и Мартирия привели на суд и пытались склонить к арианской ереси, но не смогли их убедить и приговорили к казни (зарезали ножами на краю стен). Это сказание вошло в состав нестишного Пролога («Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам. М., 2010 г., том 1). Другой вариант сказания представлен в стишных Прологах. В домакариевских Четьих Минеях (например, в Российской государственной библиотеке, последняя четверть XV в.) исследователи встречают перевод сокращённой версии греческого «Мученичества Маркиана и Мартирия». Великие Минеи Четьи включают перевод Мученичества и сказания из нестишного и стишного Прологов. Перевод Метафрастова Мученичества содержится только в южнославянских рукописях. Иконография святых складывалась в кругу художников, создававших книжную иллюминацию для столичного византийского скриптория; их образы появлялись чаще всего в сборниках Житий святых. Древнейший пример, миниатюра «Минология императора Василия II» (первая четверть XI в.), показывает мучение святых. На фоне архитектурного ансамбля, состоящего из купольной церкви с алтарём и портиком-нартексом, а также из портика-галереи, палач закалывает, словно домашний скот одного из святых. Другой святой, видимо, Маркиан, стоит слева, ожидая своей участи (руки связаны за спиной). Оба святых молоды, у них короткие волнистые русые волосы, небольшие бородки. Облачены в диаконские одежды: на Маркиане длинная туника золотистого цвета, на Мартирии – голубого; плащ наподобие фелони у Маркиана вишнёвый с золотистыми складками, у Мартирия – сиреневый. Между святыми, чьи лики спокойны и прекрасны, видна композиционная связь, призванная обозначить духовное единство: взгляд Маркиана направлен на мученичество товарища, а погибающий под ножом Мартирий смотрит прямо на Маркиана. Художник использует мотивы поздней Античности, связанные с темой прославления подвига мучеников как подражателей искупительной Жертвы Христа: Маркиан стоит между двух ниш, обрамлённых порфировыми колоннами и облицованных пурпурными плитами, что делает их похожими на экседры алтарей в христианских базиликах эпохи равноапостольного императора Константина Великого. Кровь из раны Мартирия усиливает яркость красок, которыми переданы архитектурные детали этого небесного подобия Константинопольской Великой Церкви. Образы святых в синих длинных туниках и с чёрными плащами на плечах парно изображены на маргинальной миниатюре на полях Евангелия с Минологием на год (третья четверть XI в.). Оба молоды, с тёмными волосами и короткими бородками, с крестами в руках, у Маркиана одно плечо полностью прикрыто фелонью. В белых диаконских одеждах и в виде безбородых юношей святые изображены на многофигурной минейной миниатюре с рядами святых (XI в.) и при текстах их Житий: в начале житийного текста как стоящие рядом в паре (Исторический музей, XI в.) и в его же конце как обезглавленные.

 



 
PR-CY.ru