МАРК ДИАДОХ

МАРК ДИАДОХ – церковный писатель середины IV в., автор «Слова против ариан». О его жизни сведений нет. Исследователи отмечают, что сочинение Марка Диадоха по форме представляет собой полемический ответ реальным или воображаемым оппонентам-арианам. Произведение написано с позиции строго никейского богословия; в нём исследователи отмечают влияние трудов Афанасия I Великого, в которых подчёркивается равенство Сына Отцу, без единого намёка на субординационализм. Именно против субординационализма Марк Диадох и выступает, доказывая предвечность рождения Сына от Отца. Он подробно разбирает те места в Священном Писании, которые ариане использовали для доказательства тварности бытия Сына и Его подчинённости Отцу, отсутствия у Него всеведения. Последние аргументы в то время использовали и традиционалисты Восточных церквей (например, епископ Евсевий Кесарийский). Они пытались удержать субординационализм в богословии, чтобы избежать смешения двух ипостасей Святой Троицы, которое им виделось в Никейском Символе веры и в учении Афанасия I Великого. По мнению исследователей, зависимость Марка Диадоха от Афанасия I Великого проявляется и в том, что он, как и ранний Афанасий I Великий, не всегда последовательно различает термины «сущность» и «ипостась». Так, Марк Диадох называет Сына «подлинным слепком ипостаси Отца». Марку Диадоху ещё не известен распад антиникейского движения на партии (омиусиан, омиев и др.), который произошёл в 350 гг. Появление сочинения Марка Диадоха исследователи условно относят к 335–355 гг. Учитывая, что по своим взглядам Марк Диадох принадлежал к кругу Афанасия I Великого, исследователи предпринимали попытки отождествить его с кем-нибудь из соимённых ему египетских епископов, упоминаемых в сочинениях Афанасия I Великого. Однако исследователи не знают, был ли Марк Диадох епископом, и был ли египтянином. В ряде исследований существует тенденция отождествлять Марка Диадоха с Диадохом Фотикийским из Эпира (вторая половина V в.), аскетическим писателем. Это отождествление исследователи не могут признать удачным, поскольку епископ Диадох Фотикийский полемизировал с актуальным в его время монофизитством, но не с ранним арианством. Соотнесение Марка Диадоха с Фотикийским епископом Диадохом возникло ещё в раннесредневековой рукописной традиции произведений Диадоха, где к его имени прибавляется имя Марк, при этом имя Диадох иногда опускается. Это отождествление появилось на Ближнем Востоке в среде православных христиан и связано с традицией переводов произведений Фотикийского епископа Диадоха с греческого на сирийский и далее на арабский языки. В греческой рукописной традиции такого смешения произведений Фотикийского епископа Диадоха исследователи не встречают.

 
PR-CY.ru