ЛЮТЕРАНСТВО - Страница 13

На территории России лютеранство появилось ещё в первой трети XVI в., его принесли как немцы, переселившиеся в Россию, так и финны и шведы (шведы с основанием Выборгской епархии (1554 г.) проникают и в Приладожье). Особенно усилилось влияние шведского лютеранства со времени Столбовского мира (1617 г.), когда Кексгольмский лен и часть Ингерманландии отошли к Швеции. Присоединение территорий к России в начале XVIII в. существенно не изменило положение, поскольку Ништадтский договор 1721 г. содержал статьи о свободе веры и праве сохранять сложившееся церковное устройство. И хотя Выборгская консистория подчинялась Святейшему синоду, дела иноверцев не входили в его компетенцию полностью. В 1832 г. все течения и организации лютеранства  (за исключением собственно Финляндии и Польши) были объединены в Евангелическо-лютеранскую церковь в России (ЕЛЦР), которая получила единый устав; согласно которому главой церкви являлся российский император, но оговаривалось его невмешательство в религиозные дела. Деятельность лютеран и других традиционных протестантов в XIX в. ограничивалось этническими и конфессиональными рамками (немцы – в Центральной России, Поволжье и Сибири; финны, эстонцы, частично латыши – на Северо-Западе). Лютеранство в России существовало под именем «евангелическо-лютеранского вероисповедания» и имело характер ортодоксального (или старого) лютеранства (название «евангелическо-лютеранское» не должно служить основанием для отождествления его с германской «евангелической церковью», а также с евангелическо-аугсбургским вероисповеданием, существовавшим в некоторых странах Запада и в некоторых российских губерниях). Положение лютеран было регламентировано в «Уставе иностранных исповеданий» и в дополнительных к нему постановлениях. Лютеранская церковь в России делилась на консисториальные округа (Konsistorialbezirk), управляемые консисториями, с генерал-суперинтендентом во главе каждой. Эти округа разделялись на пробства (благочиния), состоявшие из приходов и управляемых пробстами. Высшей административной инстанцией служила находившаяся в Санкт-Петербурге «генеральная консистория», собиравшаяся дважды в год (эти сессии носили название «юридик»). Её члены назначались на три года императорскими повелениями, из кандидатов, избранных церковными сословиями; при генеральной консистории были канцелярия и прокурор. Государственная власть могла по своему усмотрению экстренно созывать «генеральный синод» из депутатов и членов консисторий; генерал-суперинтенденты могли созывать провинциальные синоды в пределах консисториальных округов. Каждая консистория состояла из светского президента, духовного вице-президента, двух светских и двух духовных заседателей (Assessoren). Президенты консистории назначались императором, члены – министром внутренних дел из числа кандидатов, для избирания которых в разных округах существовали различные правила. Приходские пасторы избирались из лиц, окончивших богословский факультет в Юрьевском (Дерптском) университете и выдержавших особый экзамен в консистории. Иностранцы-пасторы допускались с разрешения министра внутренних дел к произнесению проповедей в лютеранских кирках в России, но становиться штатными пасторами лютеранских приходов они могли не иначе, как после принятия русского подданства. Замещение пасторских вакансий принадлежало или короне, или самой приходской общине, или патрону церкви.

 



 
PR-CY.ru