ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - Страница 2

Ещё одной мерой привлечения мирян в храмы папа считал реформу оффиция. Буллой «Divino Afflatu» (1 ноября 1911 г.) устанавливалось новое распределение псалмов по службам седмичного круга, которое, по его мнению, позволяло вернуть баланс между чтением Псалтири и службами святым, так чтобы темпорал имел преимущество перед санкторалом (см. в ст. Бревиарий). Однако из-за смерти папы и начала Первой мировой войны реформы остановились. Тем не менее, во многих регионах появились инициативные группы священников и монашествующих, предлагавших те или иные методы для оживления церковной жизни. В Германии новые веяния распространялись монахами бенедиктинской конфедерации Бойрона, основатели которой (братья М. и П. Вольтер) имели тесные связи с Солемом. В Бельгии действовал кружок Камиэля Каллеверта (1866–1943 гг.). Однако безусловным лидером стал священник Ламбре Бодуэн (1873–1960 гг.), который принс обеты в аббатстве Кейзерсберг (Мон-Сезар). На национальном конгрессе «Католического действия» в Мехелене (Бельгия) в сентябре 1909 г. он выступил с докладом «Подлинная молитва Церкви», в котором говорил о литургии как об источнике духовной жизни и о роли мирян в церкви. Его выступление понравилось кардиналу Дезире-Жозефу Мерсье (1851–1926 гг.), так что в итоге конгресс принял ряд общих рекомендаций: необходимо популяризовать тексты мессы (прежде всего, воскресной) через публикацию параллельных переводов на национальных языках, стремиться придать более литургический характер народному благочестию (например, мирянам предлагалось читать комплеторий в качестве вечерней молитвы, использовать молитвы из чина мессы для личного приготовления к причащению и для благодарения после него) и проч. Вышедший вскоре труд Ламбре Бодуэна «Благочестие Церкви» (1914 г.) стал манифестом Литургического движения. Чтобы сделать богослужение центром духовной жизни, не надо искусственно создавать общины любителей древнего благочестия, необходимо начинать с проповеди среди приходского духовенства, которое должно работать над тем, чтобы миряне знали обряды мессы и могли следить за читаемыми текстами; необходимо восстановить общинное пение, сделать воскресную вечерню и повечерие вторыми по значению после воскресной мессы службами для народа, превратить заупокойную службу из приватной в общинную и бороться с её помощью с дехристианизацией обрядов поминовения усопших; стремиться к тому, чтобы литургия и церковный календарь стали основой домашнего благочестия, чтобы через литургию народ изучал основные догматы веры; способствовать научному изучению богослужения и популяризации достижений литургики; создавать литургические кружки, научные сообщества и центры по изучению богослужения. По инициативе Ламбре Бодуэна в аббатстве Кейзерсберг с 1910 г., а в Маредсу с 1912 г. проводились ежегодные литургические недели для обучения приходских клириков.

 



 
PR-CY.ru