ЛЮДМИЛА - Страница 3

Под 1100 г. в Хронике Космы Пражского говорится, что Пражский епископ Герман выражал сомнения в святости Людмилы и даже приказал бросить в огонь часть хранившегося в монастыре её головного убора, но ткань чудесным образом не сгорела, и он отказался от своих сомнений. Во время пожара в Праге в 1142 г. епископы не засвидетельствовали чудес, связанных с гробницей Людмилы. Во второй половине XII в. распространялся и утверждался культ Людмилы. Уже в самом раннем из бревиариев, написанных в монастыре великомученика Георгия, в середине XII в. помещены тексты служб, читаемые в день мученической кончины и в день перенесения мощей Людмилы. В 1158 и 1165 гг. Пражский епископ Даниил вложил частицы мощей Людмилы в алтари нескольких основанных им храмов. В конце XII в. в рукопись Августина Блаженного «De civitate Dei» было помещено изображение Людмилы рядом с изображениями других святых Чехии. В XIII в. в ряде чешских городов появились храмы, посвящённые Людмиле. В начале XIV в. было установлено, что дни её кончины и перенесения мощей должны отмечаться на всей территории Пражского епископства. Особенно Людмилу почитали во время правления Карла IV (1346–1378 гг.). Для XV в. характерен некоторый упадок почитания Людмилы, но уже во второй половине XVI в. главными центрами почитания Людмилы в Чехии помимо Праги стали города Тетин, Мельник, Стара-Болеслав (ныне Брандис-над-Лабем-Стара-Болеслав, Чехия). В это время появились и новые статуи Людмилы, а также фрески с изображениями сюжетов из её жизни. В 1981 г. гробница Людмилы была вскрыта. Обследование её останков подтвердило свидетельства письменных источников о возрасте святой. В Древней Руси о Людмиле стало известно благодаря краткому Житию, вошедшему под 16 сентября в состав пространной редакции древнерусского «Пролога» во второй половине XII в. Исследователи полагают, что Житие попало на Русь раньше, вероятно, в XI в., благодаря контактам древнерусских книжников с Сазавским монастырём. В XII–XIII вв. в христианских произведениях искусства Чехии аутентичные национальные сюжеты не встречаются. Создание первых известных исследователям изображений Людмилы приходится на XIV в. – эпоху расцвета чешской готики (1350–1420 гг.) в правление короля Карла IV (1346–1378 гг.). После коронации в Риме Карла IV (1355 г.) Прага (столица Священной Римской империи) становится одним из крупнейших в Европе художественных центров. В 1348–1365 гг. в 50 км от Праги был построен замок Карлштейн, где император собрал сокровища и реликвии своей короны. В капелле Святого Креста в Карлштейне находится самое раннее изображение Людмилы (середина – вторая треть XIV в.) – икона работы мастера Теодориха (Теодорика), ведущего представителя чешской готической художественной школы. Святая представлена в зрелом возрасте, с нимбом; изображена по пояс, её руки молитвенно сложены перед грудью: этот жест прочитывается и как знак смирения. На Людмиле средневековая европейская одежда, типичная для высшего княжеского сословия. На голове платок и гебинде – плотная повязка, охватывающая затылок и подбородок; белый цвет головного убора указывает на высокое положение в обществе; нижнее платье с узкими рукавами и накидка – синего цвета. Мастер привнёс в изображение святой связанный с Житием иконографический элемент, который стал впоследствии устойчивым: он изобразил стягивающий шею Людмилы шарф, которым она была задушена; концы шарфа выходят за пределы ковчега на поля иконы.

 



 
PR-CY.ru